Это абсурд, они словно своими программами хотят проверить арцахцев на прочность

  • 18:22 29.10.2024

Анаит Касьян после окончания средней школы в РА и получения высшего образования в АрГУ была направлена ​​в среднюю школу общины Цахкашат Аскеранского района Арцаха, где и навсегда обосновалась. С 2008 года и до депортации из Арцаха работала директором школы. Сейчас ее семья обосновалась в общине Чамбарак Гегаркуникского марза. Анаит устроилась заместителем директора в местную среднюю школу.

— Я очень любила Арцах, а поселившись в Цахкашате, с каждым днем ​​все больше привязывалась к земле, природе и людям. Возможно, именно поэтому я решила обосноваться в Арцахе. У меня была любимая работа, хороший коллектив. Все шло нормально. Трое моих детей родились в Арцахе. Там прошли мои самые счастливые дни.

— Война 2020 года все подорвала. В то время мой сын был призван в армию и служил в войсках ПВО под Шуши, все мои братья тоже были в армии. Мы пережили кошмарные дни, невыразимо тяжелые. Я не могла оставаться дома и вместе с учителями, оставшимися в деревне, мы начали печь хлеб для военных. Каждый день мы ездили в Степанакерт на моей машине, пекли хлеб и возвращались в село.

Мы были готовы преодолеть даже невозможное, вынести все испытания. После позорного окончания войны, несмотря на то, что мы были очень подавлены и разобщены, снова начали жить, учить и воспитывать поколения.

С 12 декабря 2022 года Арцах находился в блокаде. 9 месяцев мы боролись за жизнь. Мы держались, думая, что скоро откроется дорога жизни.

Но 19 сентября 2023 года в Арцахе вновь раздались звуки снарядов и взрывов. Это опять была война. Однодневная война стала для нас веком бедствий, потерь и ужаса. Наши позиции, которые после 44-дневной войны оказались очень близко к противнику, подвергались непрерывному обстрелу. Слишком много потерь за 24 часа. Война началась днем, когда шли уроки. Началась невыносимая паника. Мы поняли, что все неопределенно. Затем наступили тяжелые дни, и слухи о депортации.

Я не думала, что нам придется покинуть Арцах. Сила земли была столь мощной, что не давала нам уйти. Но нас депортировали против нашей воли. Мы оставили в Арцахе целую жизнь и бесконечные воспоминания.

После переезда арцахская семья, обосновавшаяся в Чамбараке, с трудом адаптируется к новой среде и сталкивается с большими проблемами.

— Сначала я работала методистом в детском саду, а с 1 сентября поступила на работу в школу заместителем директора. Заодно преподаю армянский язык и литературу. Жители Чамбарака очень добросердечные, приветливые и дружелюбные люди. С самого первого дня они окружили нас своим теплом и поддерживали, как могли.

Мы снимаем жилье. С самого начала наша семья столкнулась с непонятными проблемами. Статус беженца мне не предоставили, разъяснив, что мой первый паспорт был выдан в РА. Я сама родилась в Арцахе, там прошло мое детство. Я трижды получала паспорт в Арцахе, работала и жила в Цахкашате. Но мне говорят, что я гражданка Республики Армения и мне нужно поменять паспорт. С той же проблемой столкнулся и мой сын. А вот моей дочери, у которой такой же статус, наоборот, сказали, что у нее нет гражданства РА, и она считается беженкой. И это при том, что она с 14 лет живет в Армении, учится и сейчас работает здесь. Это просто абсурд. Похоже, они испытывают нашу волю и терпение своими программами. К армянам Арцаха, пережившим депортацию и находящимся сейчас вне дома, следует проявлять одинаковый подход. В конце концов, мы все пережили трагедию. На мой взгляд, программы господдержки подлежат пересмотру. Арцахцы в тупике, люди не знают, как выйти из этого лабиринта.

Многие арцахцы сначала поселились в Чамбараке, но весной многие покинули общину из-за отсутствия работы. Я работаю в государственном образовательном учреждении приграничного населенного пункта, но педагогической надбавки не получаю.

Несмотря на все это, я продолжаю сохранять оптимизм, не сдаваться, преодолевать трудности.

После 2020 года я участвовала в бизнес-проектах Армянской евангелической ассоциации в Арцахе — хотела открыть хлебно-кондитерскую фабрику в родном Цахкашате. Не успела по известным причинам.

Сейчас я открыла косметологический салон в поселке. Приобрела все оборудование. Параллельно с работой пытаюсь зарекомендовать себя в этой сфере. О результатах пока говорить рано, но я уверена, что надо работать. Мы не можем сидеть сложа руки: хлеб насущный мы должны зарабатывать сами.

Желаю арцахцам сил, терпения и выдержки. Я, конечно, не думаю, что все будет хорошо. Никогда не была пессимистом, но человек, потерявший родину, землю, память и прошлое, не может сохранить психическое и физическое здоровье. Мы всегда будем жить с полупустой сущностью, наполненной воспоминаниями и ностальгией. Нас лишили страны, наверное, потому, что мы недостаточно любили свой дом, не хранили то, что имели, как зеницу ока. Мы вынуждены любить свою Родину издалека, мыслями и воспоминаниями, пока не наступит вожделенный день.

Карине Бахшиян

f