В Грузии завершились громкие выборы, и хотя на сегодня еще намечен очередной митинг протеста, но очевидно, что внутреннего ресурса для пересмотра итогов выборов в Грузии нет. Единственная надежда — на Европу. А Европа, как оказалось, не имеет ни инструментов для вмешательства в дела Грузии, ни внутренней платформы.
Президент Саломе Зурабишвили призывает Запад оказать давление на правящую партию «Грузинская мечта» с целью пересмотра результатов «украденных выборов». «Если давление не будет оказано, это будет означать, что Запад не сделал достаточно, чтобы попытаться удержать Грузию на западной стороне и с европейской перспективой», — подчеркнула грузинский президент. Это прозвучало не только как упрек, но и предупреждение о капитуляции.
Наше требование — чтобы срочно прибыла следственная комиссия Евросоюза, — заявила одна из лидеров коалиции «Сильная Грузия» Анна Долидзе. «Существует опасность воздействия на жертв и свидетелей. Поэтому мы требуем, чтобы срочно прибыла следственная комиссия ЕС», — заявила Анна Долидзе.
ЕС не заявил о намерении направить «следственную коимиссию» и не отказался признать выборы в Грузии, ограничившись тем, что не поздравил победившую «Грузинскую мечту».
Более того, в ЕС приняли решение приостановить процесс вступления Грузии в ЕС, а в качестве условия «возобновления» выдвинули отказ Грузии от недавно принятых законов об иноагентах и запрете пропаганды меньшинств.
Исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе уже заявил, что «Грузинская мечта» не будет отзывать закон «О прозрачности иностранного влияния».
Народ в Грузии и в других местах задается вопросом: зачем европейцы в качестве «условия» возобновления переговоров выдвигают не пересмотр итогов выборов, а отмену запрета на пропаганду ЛГБТ? И что сделали для «западного выбора» Грузии тысячи структур, которые годами финансировались с Запада?
Неспособность евроатлантических структур реализовать устремления постсоветских народов и их геополитический выбор привели к очередной драме, на этот раз в Грузии.
После распада СССР западные фонды и правительства стали вкладывать в постсоветские страны большие средства для развития демократии и транспарентности. Это имело свой эффект, особенно, в части развития медиа и гражданского сектора. Но в какой-то момент эти вложения стали частью бюрократической бесцельной инерции. А гражданские общества в постсоветских странах стали напоминать тоталитарные секты, «узурпиовавшие» гражданское пространство и без основания позволяющие себе говорить от имени всего общества.
Нарисованная «картинка» было быстро сорвана, когда российская тоталитарная машина разогналась до военных действий в постсоветских странах — в Грузии, в Украине, потом в Арцахе и снова в Украине. Уже тогда западные правительства и фонды должны были пересмотреть принципы финансовой поддержки и обозначить цели. Но бюрократическая инерция оказалась сильнее, и сейчас западные страны оказались перед фактом, что в странах, куда они вложили немалые средства, у них нет даже минимальной платформы для осуществления геополитического разворота.
Такой же процесс происходит в Армении, где Запад столкнулся к когнитивным диссонансом: «прозападное» правительство, проводящее политику русско-турецкого альянса, системная оппозиция, стремящаяся в русское пекло вперед батьки, и почти сросшееся с властью инертное и неповоротливое «гражданское общество».
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.