Вопрос возвращения пленных увязывается с удовлетворением политических требований

  • 17:17 14.11.2024

После войны 2020 года сотни армян были взяты в плен — по предварительным данным, их число превышает 300 человек. Об этом на конференции «Влияние агрессии Азербайджана на права человека и защиту окружающей среды» сообщила адвокат Сирануш Сааакян, представляющая интересы армянских пленных в ЕСПЧ.

По её словам, благодаря колоссальным усилиям около 210 пленных были возвращены на родину. Однако сегодня в тюрьмах Баку находятся 23 официально подтвержденных пленных армян. Вопрос их освобождения связан не с самим конфликтом, а с удовлетворением политических требований. Из этих 23 человек пятеро были пленены в 2020 году, остальные — в 2023 году. Указанное число также включает в себя военно-политическое руководство Арцаха, то есть 8 политических заключенных в лице руководства Арцаха.

«Продолжающееся содержание армянских пленных под стражей является частью государственной политики, которая используется в качестве инструмента в переговорном процессе. С самого начала были продемонстрированы видеоматериалы с участием большого числа пленных, на ранних этапах азербайджанская сторона отказывалась признавать их нахождение в плену, и семьи долгое время находились в состоянии неопределенности, что причиняло дополнительные психологические страдания. К счастью, благодаря судебным процессам и Международному комитету Красного Креста (МККК) случаи плена начали подтверждаться. На более позднем этапе появилась возможность посещений пленных», — сказала Сирануш Саакян.

По её словам, освобождение этих людей связано как с политической, так и с дипломатической и юридической работой. «Ни один международный механизм по борьбе с пытками не имел доступа и не мог навестить пленных. Связь с внешним миром обеспечивается исключительно благодаря деятельности МККК. Однако отмечу, что на раннем этапе конфликта деятельность МККК также блокировалась», — добавила она.

По словам Сирануш Саакян, армяне, пребывающие в бакинских тюрьмах, находятся в уязвимом положении, так как их интересы не защищают независимые адвокаты. Адвокаты, имеющие лицензию в Азербайджане и работающие в условиях атмосферы страха, не в состоянии обеспечить юридическую помощь. «Наши встречи с репатриированными также подтверждают, что участие адвокатов было формальным, они не посещали пленных и не обсуждали их дела. Зарегистрирована практика, когда пленные подвергались плохому обращению даже в присутствии адвокатов», — добавила она.

f