На днях произошло неординарное событие. Американская газета «New York Times» опубликовала материал об отношениях Ирана и России в Закавказье, обильно цитируя Чрезвычайного и полномочного посла Ирана в Армении Мехди Собхани.
«Друзья и соперники: Москва и Тегеран соревнуются на Кавказе», – так называется материал шефа московского бюро газеты Антона Трояновского, посвящённый влиянию России и Ирана в регионе Южного Кавказа. В нём особо акцентируются противоречия интересов двух стран.
«В редком интервью на прошлой неделе посол Ирана в Армении Мехди Собхани признал расхождение интересов России и Ирана в регионе, а не «стратегическое партнёрство», которое они часто исповедуют, объединяясь против Соединенных Штатов. «Мы не союзники», — сказал г-н Собхани. «У нас есть некоторые разногласия, и у нас есть некоторые общие интересы. Это не значит, что мы союзники», — цитирует издание посла.
«В регионе Кавказа, полном конфликтов, Россия и Иран имеют разные точки зрения на торговые пути и раздел влияния», – пишет американское издание, уточняя, что это ставит западные страны перед необычной дилеммой.
В наших многочисленных статьях в 2023-2024 гг. мы многократно писали о том, что МИД РФ, поправ все 8 пунктов Трёхстороннего заявления 9 ноября 2020 года, касающиеся Нагорного Карабаха и грубо нарушенные Азербайджаном, взял на себя роль главного лоббиста туранского «Зангезурского коридора», который угрожает Ирану и, в конечном счёте, и самой России.
На протяжении всего этого периода заместитель министра ИД РФ Галузин, спикер ведомства Захарова, и сам министр Лавров стремились подыграть интересам Азербайджана и Турции, используя ссылки на Трёхстороннее заявление от 9 ноября 2020 года («Трёхстороннее заявление недействительно после этнических чисток в Нагорном Карабахе», http://russia-artsakh.ru/index.php/node/17354 и др.).
При этом в самом пункте 9 Трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 г. первой фразой значится: «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе».
Но гг. Оверчук, Лавров, Галузин, Захарова никогда не говорили об открытии, например, железнодорожного сообщения между Арменией и Россией через Азербайджан. Или между Арменией и Ираном через Нахиджеван.
Нет, они лишь регулярно сетовали и сетуют на нежелание Армении предоставить не контролируемый Ереваном транзитный коридор альянсу Анкара-Баку по своей территории. При этом они педалируют исключительно этот коридор, озвучивают исключительно этот пантуранский проект, де-факто заменяя им собственно «разблокирование всех экономических и транспортных связей в регионе»!
Также давно очевидно, что Трёхстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. де-факто и де-юре окончательно потеряло свою силу после этнических чисток (фактически геноцида, — как это признали ведущие юристы-международники мира: http://russia-artsakh.ru/node/19541 ) армянского народа Нагорного Карабаха. Даже если Армения и не выходит из него. Но разве Баку или Кремль вышли из него после нарушения всех пунктов по Нагорному Карабаху и депортации всего армянского населения края?
По пожеланиям гг. Лаврова и Оверчука «Мегринский маршрут» — Зангезурский коридор должен объединить Турцию и Азербайджан под контролем войск ФСБ РФ. О чём многократно заявляли гг. Лавров, Галузин, Захарова и другие чиновники (см. «Маша и «Мегринский маршрут», http://russia-artsakh.ru/index.php/node/18028 и т. п.)
Но перед глазами свеж пример того, как МИД и МО РФ беспрекословно дали нацистскому алиевскому режиму блокировать Нагорный Карабаха в декабре 2022 – сентябре 2023 года сразу в нескольких местах, позволили осуществить агрессию и этнические чистки в Нагорном Карабахе, а потом и вовсе удалились восвояси.
Что же мешает проделать такой же трюк погранвойскам ФСБ РФ в армянском Сюнике, передав контроль азеро-туркам, как это они сделали в Лачинском коридоре?
В день визита президента РФ В. Путина в Баку мининдел РФ Лавров заявил, что «армянское руководство саботирует договоренность о коммуникациях через Сюникский район» (наряду с «Мегринским маршрутом» — очередной филологический неологизм от МИД РФ). 20 августа мы писали в нашей статье «Сергей Лавров опять требует «Зангезурский коридор».
«Подыгрывая пантуранистскому тандему Анкара-Баку, МИД РФ тем самым фактически вонзал нож в спину своему официально заявленному союзнику Ирану. Последний многократно выступал с заявлениями на самом высоком уровне, что не потерпит никакого транзита, а тем более коридора через Армению, который не контролировался бы самой Арменией. Заметьте, Арменией, а не турко-азерами, или погранвойсками ФСБ РФ» (http://russia-artsakh.ru/node/19435).
8 сентября сего года Член комиссии парламента Ирана по национальной безопасности и внешней политике Фадахоссейн Малеки заявил в интервью информационному агентству Tasnim, что Иран ожидает, что Москва будет избегать парадоксального поведения в своих отношениях с Тегераном.
«Дипломатия Ирана даст решительный ответ на недавнюю позицию президента России в поддержку Зангезурского коридора», — добавил депутат, подчеркнув, что национальные интересы Ирана — это красная линия, которую нельзя пересекать ни с какой угрозой. Малеки назвал двойные стандарты России в региональных вопросах и ее стремление к созданию «Зангезурского коридора» «ударом в спину», который абсолютно неприемлем для Ирана» (https://news.am/rus/news/841362.html).
7 ноября посол Ирана в Армении Мехди Собхани. заявил в беседе с журналистами в рамках экспертного форума под названием «Армения – Иран: процесс сотрудничества и новые перспективы», что «Тегеран выступает за открытие транспортных коммуникаций в регионе, но с учетом суверенитета и территориальной целостности Армении». По его словам, позиция Ирана в отношении так называемого «Зангезурского коридора» четкая: Тегеран против любых геополитических изменений и коридорной логики.
«Отношения Ирана и Армении имеют прочную основу: мы – соседи, которые веками жили бок о бок, и имеем хорошие добрососедские связи. Не думаю, что кто-то сможет предпринять шаги против интересов двух стран», — отметил Собхани. (https://news.am/rus/news/851245.html)
Корреспондент «New York Times» также побывал в Мегри и Агараке, и пообщался с главой наблюдательной миссии Европейского Союза в Армении Маркусом Риттером
«Иранцы – лучшие друзья армян в этом регионе», – сказал глава наблюдательной миссии Европейского Союза в Армении Маркус Риттер, добавив, что азербайджанцы и россияне недовольны присутствием Европы, тогда как Иран, похоже, его принимает».
4 октября директор ФСБ России Александр Бортников отметил, что развернутая в Армении миссия евронаблюдателей «ведёт разведдеятельность в интересах конкретной страны НАТО против России и Ирана. Запад стремится ввести свой «миротворческий» контингент из стран НАТО в Закавказье якобы для помощи в урегулировании отношений Еревана и Баку» («Откровение» г-на Бортникова запоздало на 4,5 года», http://russia-artsakh.ru/node/19709).
8 октября примерно то же самое раздалось из Баку. «Размещение миссии ЕС на территории Армении на условной границе обостряет ситуацию», — заявил заместитель министра обороны — начальник генерального штаба азербайджанской армии Керим Велиев на встрече с находящимся с визитом в Азербайджане генеральным директором Международного военного штаба НАТО генерал-лейтенантом Янушем Адамчаком.
«Начальник Генштаба особо подчеркнул, что размещение наблюдательной миссии Европейского союза на территории Армении на условной границе, а также вооружение Армении некоторыми странами, расположенными за пределами региона, в частности Францией, привели к активизации реваншистских сил в Армении, породили препятствия на пути нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией и препятствуют мирному процессу, обостряя ситуацию на Южном Кавказе», — цитирует СМИ.
Ну а что же Иран? А ничего. Иранские деятели не раз заявляли, что их куда больше беспокоит присутствие вооружённых сил Турции в Азербайджане, нежели наблюдательная миссия ЕС в Армении.
Оно и понятно! Ибо, если бы в Армении находилась бы не миссия ЕС, а наблюдатели ОДКБ или очередные «миротворцы» от ФСБ РФ, они бы так же спокойно сдали эту часть Армении альянсу Анкара-Баку, как это уже было сделано Кремлём в Нагорном Карабахе. А потом и вовсе сказали бы, что «во всём виноват Ереван!».
А миссия наблюдателей ЕС всё же оставляет Ирану надежду на то, что в случае агрессии алиевского нацистского режима против Армении с целью захвата Сюника и пробития вожделенного пантуранистами из Анкары и Баку «Зангезурского коридора», они донесут правду до мирового сообщества. А не назовут это «обострением в Зангезуре», по аналогии с тем, как это сделал ИТАР-ТАСС 27 сентября 2020 года сразу после начала Тройственной агрессии блока Баку-Анкара-международные террористы против Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армения.
Так что показания миссии наблюдателей ЕС в Армении вполне позволят Ирану на законных основаниях предпринять соответствующие политические и военные шаги для защиты своего выхода в Европу через Армению и Грузию и безопасности своих границ.
Такие вот парадоксы! («Зангезурский коридор», миссия ЕС в Армении, Иран» (http://russia-artsakh.ru/node/19748)
После новых заявлений посла Ирана в Армении Мехди Собхани, приведённых американской «New York Times», можно смело сказать: «Что и требовалось доказать!»
Александр АНДРЕАСЯН
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.