Спустя более года после оккупации Арцаха и депортации коренного населения не дана правовая оценка того, что произошло в 2020-2023 годах и кто несет ответственность за страдания, потери, имущество и права 150 тыс. человек.
Парламент Армении так и не опубликовал доклад Комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны 2020 года, а по поводу блокады Арцаха, агрессии, оккупации и депортации не сказал и лова. Более того, спикер парламента РА Ален Симонян намекнул, что Азербайджан «имел право».
Между тем политические и правовые процессы с чьей-то подачи были направлены в два бесплодных русла – этнические чистки и право на возвращение.
Почему именно эти категории были избраны в качестве основных направлений?
Как оказалось, потому, что два этих понятия не являются категориями международного права. Да, вы не ослышались.
Этническая чистка не признана в качестве отдельного вида преступления в рамках международного права, не существует точного определения этого понятия, не определены конкретные действия, которые могли бы квалифицироваться как этническая чистка.
Об этом, кстати, на днях напомнили авторы доклада, который подготовили международные организации под эгидой Freedom House. Во время презентации полного текста доклада, где события в Арцахе 2023 года квалифицированы как «этнические чистки», авторов спросили, какие политические и правовые последствия это может иметь, и они признали, что «этнические чистки» не являются преступлением в международном праве.
Этническая чистка часто эквивалентна депортации, которая является серьёзным нарушением Женевских конвенций, а также преступлением против человечности и, следовательно, преступлением, подпадающим под юрисдикцию Трибунала.
Тогда почему произошедшее в Арцахе не назвать прямо оккупацинй и депортацией? Ведь у всех на глазах с родной земли было изгнано 150 тыс. человек и оккупирована их земля? Потому что это подразумевает серьезную политическую ответственность.
Отказ от терминов «оккупация», «депортация», «агрессия» и предпочтение понятия «этнические чистки» говорит о том, что преступников тщательно ограждают от ответственности и делают все, чтобы не возникло вопросов по поводу территорий, статуса, самоопределения и прав.
Что касается «права на возвращение», которое с легкой руки «комитета Осканяна» было введено в обращение, то и это право является фикцией. «Хотя в международном праве вы не найдете такого выражения, но право на возвращение является нормой традиционного права. То есть на протяжении веков государства признавали, что лица, насильственно выселенные, имеют право вернуться в свои дома», в ходе недавних обсуждений заявил специалист по международному праву Ара Газарян.
Статья 13 Всеобщей декларации прав человека утверждает, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.» Предыдущий абзац употребляет термин «государство» («Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства»). Как идентифицировать понятия своя страна и свое государство, никто не знает.
Так что, получается, что целый год тысячи людей, искренне веря в то, что делают, добивались от международных инстанций признания «этнических чисток» и «права на возвращение», хотя эти термины не подразумевают политических и правовых последствий для преступников. Наоборот, ограждают их от ответственности.
Наира Айрумян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.