В арцахском обществе усилились брожения, которые могут привести к актам самоорганизации, если арцахцы сбросят с себя, наконец, атмосферу взаимных обвинений, неприятия, снобизма и осознают, что проблемы могут быть решены только коллективно.
Депортация, утеря имущества, правосубъектности и правового статуса постигли не каждого арцахца по-отдельности, а всех коллективно, и предложенные арцахцам правительством РА социальная поддержка и правовой статус беженца также коллективные. Тем не менее, вот уже год арцахцы не могут восстановиться как сообщество. Избранные органы власти игнорируются правительством Армении. Кроме того, сами бывшие чиновники и депутаты (за редким исключением) не особо стараются лезть на рожон — кто из-за своей ангажированности, кто из-за страха и некомпетентности, а некоторые просто не видят поля для деятельности.
Арцахские чиновники и депутаты не пользуются авторитетом в арцахском сообществе, люди больше связаны с главами муниципальных органов, но и те подвергаются в Армении преследованиям – чего стоит арест летом этого года мэров Степанакерта, Мартакерта, Атерка.
Отсутствие коллегиального коллективного органа, который мог бы выступать как транслятор коллективных прав и интересов арцахцев, приводит к тому, что даже межднародные организации, желающие контактировать с арцахцами, не знают, с кем сотрудничать.
Парламент Армении предоставил мандат на сотрудничество с международными структурами от имени арцахцев Комитету Осканяна. Однако, Комитет в качестве приоритетных выбрал два вопроса – «признание этнических чисток и право на возвращение», которые изначально не могут стать базой для серьезных политических и правовых решений.
Создание стрктуры, которая может наладить институциональное сотрудничество с правительством Армении и международными структурами, становится все более насущным.
Механизмы могут быть самые разные – начиная с досрочных выборов нового парламента и кончая созданием общественного Координационного органа. Более того, эти механизмы могут сочетаться, но создание единого органа будет возможно только тогда, когда психология арцахцев, которую много лет точили на «шпиономанию», взаимные обвинения и пустой снобизм, изменится.
Начиная, пожалуй, с 2007 года в Арцахе насаждалась КГБ-шная атмосфера, где каждый подозревал и судил другого, где блатное прикрывательство подменяло собой систему национальной безопасности.
Эта атмосфера позволила не только разорвать более-менее консолидированное арцахское общество на кусочки, но и открыло путь для проникновения в Арцах настоящих шпионов.
После 2020 года, помнится, многие говорили о том, что задолго до военных действий в Арцахе появились лица с армянскими паспортами, которые работали в государственных органах и даже служили в силовых структурах, проводя подрывную и агентурную работу. А то, что творилось во время войны, вообще подлежит особому изучению.
Эта атмосфера, постановочные митинги-концерты в Степанакерте в 2022-23 гг., наряду с постоянной государственной пропагандой «не лезть в политику», довольствоваться низменными удовольствиями и клеймить тех, кто здраво анализирует ситуацию и говорит правду, и привела к тому, что за более чем год арцахцы не могут между собой поговорить по-взрослому и выработать план действий.
Большинство арцахцев озабочены социальными и проблемами и интересуются только финансовыми решениями, хотя и понимают, что без решения политико-правовых вопросов социальная поддержка может легко превратиться в удавку.
Другая часть общества, наоборот, сразу выдвигает глобальные решения, которые, очевидно, в данной ситуации нереальны, хотя их формулирование и артикуляция обязательны.
Меж двух этих крайностей игнорируется задача сегодняшнего дня – сформировать представительсткую структуру, с которой вынуждены будут говорить и правительство Армении, и международные структуры, и которая будет представлять права арцахцев и правосубъектность Арцаха.
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.