Человек в нужде: «Блокадник» Арцахского общественного радио

  • 21:28 28.11.2024

Карине была звукорежиссером Общественного радио Арцаха. Время от времени она кричала: «Мелкие, идите сюда…» Это означало, что либо есть вопросы по эфиру, которые нужно быстро уточнить, либо пришло время кофе.

«Мелкими» называлась молодежь редакции: Виктория, Ани, Аспрам. Одна из них выясняла с Карой вопросы, затем, наблюдая за приготовлением кофе, звала остальных.

Блокада на Общественном радио Арцаха

В дни блокады мы поняли, как важен был кофе Кары. Особенно, когда к нему подавались конфеты ее собственного изготовления.

Конфеты Кары были особенно вкусными. Их готовили прямо на месте: последние несколько ложек сахара, сухофрукты и орехи, которые приносили сотрудники Общественного радио, а момент приготовления кофе выбирался согласно расписанию соответствующих сотрудников.

Во время блокады небольшая комната Кары была самой теплой: каждый приносил то, что осталось дома, чтобы поесть вместе. И после скудных обедов наслаждались Каринным кофе с приготовленными ею конфетами, которые мы называли «Блокадник».

В режиссерской Общественного радио, 2023 год.

Режиссерская 19 сентября в 2023 года, в день войны

Она пообещала начать производство этих конфет после блокады.

Мы также обещали стать их первыми покупателями.

Карине и война

19 сентября 2023 года Карине уже была на работе с 8 часов утра. Она отправила детей в школу, после эфира помчалась домой готовить: муж вернулся с позиций. Прежде чем Карине вернулась на Радио, в Степанакерте раздались взрывы. Дочь Карине «пропала» по дороге домой из школы. Выяснилось, что во время взрывов кто-то отвел ребенка в ближайшее убежище, а мать и родственники несколько часов искали ее под бомбами.

Карине оставалась в Степанакерте во время 44-дневной войны. Она отправила детей в Армению, но по сей день чувство вины не дает ей покоя: она отправила их в мокрой обуви.

Первую Арцахскую войну она помнит из рассказов родителей, и несмотря на юный возраст, она ощутила ее последствия на собственной шкуре. Выросла в многодетной семье, отец получил инвалидность после первой Арцахской войны. В те трудные годы мать часто готовила для них сладости из продуктов, которые оказывались под рукой. Именно тогда она научилась готовить конфеты, а затем разработала собственный рецепт.

Радио — второй дом

Радио – второй дом для Карине. Ей было 16 лет, когда она пришла на Радио, выросла там, научилась преодолевать трудности на своем и чужом опыте. Она проработала на радио 15 лет, до вынужденной депортации.

В день прощания Ани сделала несколько фотографий, а Карине удалось захватить с собой кое-какие вещи.

Общественное радио в день прощания, фото Ани Абагян

Сейчас

Карине пытается адаптироваться к новым реалиям.

Живет в Аштараке. Обещанное производство «Блокадника» пока не стартовало. Но она уже пробует свои силы в малом бизнесе и открыла кондитерскую.

— Идея о запуске производства «Блокадника» еще актуальна, — говорит она, — нужен только подходящий момент.

— Наше обещание стать первыми покупателями тоже актуально, — отвечаю я.

Србуи Ванян

В этой серии я рассказываю истории четырех разных женщин, включая мою собственную, о перманентных блокадах и бытовом опыте, дошедшем из 1990-х в 2020-е годы, а также о выдумках по преодолению проблем.

Материал подготовлен при финансовой поддержке Европейского Союза. Ответственность за содержание данной публикации несет исключительно автор, и она не может быть истолкована как отражающая точку зрения Европейского Союза.

f