Что делать с 150 тысячами людей, которые никуда не интегрируются и хотят жить на земле своей предков

  • 16:08 02.12.2024

Прошедшая неделя ознаменовалась примечательными событиями, связанными с арцахцами.

Сначала общественный деятель Лианна Петросян объявила митинг на 30 ноября, затем буквально за день до митинга заявила о его отмене. А в пятницу парламентская фракция Армения созвала обсуждения по вопросу гражданства арцахцев.

Параллельно происходили латентные попытки самоорганизации и налаживания связей между арцахскими общественно-политическими единицами, которые пока оказались бесплодными.

Все это произошло на фоне провала жилищной программы для арцахцев, нежелания получать гражданство РА, а также решения о сокращении прямой финансовой поддержки арцахцам со стороны правительства РА и полного исключения арцахской тематики из политической повестки Армении.

Итак, в парламенте состоялось обсуждение, после которого СМИ выделили в заголовок заявление замминистра внутренних дел Армена Казаряна о том, что принятие гражданства не может препятствовать возвращению в Арцах, так как факт насильственного перемещения зафиксирован как постановлениями армянского правительства, так и Международным судом ООН. При этом в социальных сетях было распространено мнение адвоката Сирануш Саакян, которая говорит, что гражданство РА, конечно, не препятствует возвращению, но лишит взявших гражданство РА арцахцев права участвовать в процессе политического самоопределения. Иначе говоря, можно будет вернуться, но в «азербайджан», а не в Арцах, статус которого не предопределен.

Митинг 30 ноября должен был быть «социальным». После того, как Лианна Петросян объявила о митинге, предварительно проведя онлайн-опросы и получив лайки, состоялись две ее встречи с вице-премьером Армении Тиграном Хачатряном и двумя замминистрами. После второй встречи Лианна Петросян опубликовала предложения правительства РА, которые содержат целый ряд «послаблений» по программе жилищного обеспечения. Она также от имени правительства призвала арцахцев представить разумные предложения, для обсуждения которых правительство якобы открыто. Но так или иначе, митинг отменили, что вызвало разочарование в арцахском обществе.

Почему митинг отменили и почему правительство вдруг решило пойти на контакты с арцахцами, даже кое-что изменить в своей программе?

Многие арцахцы собирались поднять на митинге политические вопросы – статуса, самоопределения, правовых регулировок, без которых социальные вопросы не решить. Кроме того, все упорнее арцахцы стали задавать вопросы – где деньги, выделенные на жилищные и другие программы донорами? Почему не создается единый фонд с Попечительским советом, который определял бы приоритеты поддержки арцахцев? Ведь отстутствие информации о полученных средствах и их использовании вызывает подозрения в коррупции, о чем говорят уже и международные доноры. Или правительство не захотело иметь дела с легитиминым органом, который предлагают создать арцахцы для представления коллективных интересов и защиты коллективных прав?

Так или иначе, правительство предпочло вести переговоры с Лианной Петросян, которой пришлось потом оправдываться, почему выбрали именно ее. Хотя до этого она провела на своей страничке опрос, по итогам которого получила «вотум доверия». Но очевидно, что многие арцахцы не понимают, по какому принципу избираются те, кто говорит от их имени.

Так или иначе, митинг 30 ноября не состоялся, вопрос легитимного консолидированного органа не решен, а парламентская оппозиция сделала все, чтобы вопросы гражданства арцахцев были «закрыты» заявлениями государственных чиновников.

Арцахцы, которые за последние полтора года дважды «интуитивно» ломали глобальные планы, оказались не только без крыши над головой, но и без политического крова, без легитимных органов, представляющих интересы и права людей.

В 2023 году арцахцы все без исключения покинули свои дома, интуитивно понимая, что если останется хоть несколько сот человек, то это будет считаться «интеграцией с Азербайджаном», и Арцахский вопрос будет закрыт. Сейчас арцахцы так же интуитивно не спешат брать гражданство РА, так как понимают, что это будет «интеграция» с Арменией — опять же с закрытием Арцахского вопроса. 

Два этих акта арцахцев стали головной болью не только для Алиева, Пашиняна и Путина, но и «мирового сообщества», которое хочет поскорее прикрыть Арцахский вопрос, но не знает, что делать с 150 тысячами людей, которые никуда не интегрируются и хотят жить на земле своей предков, с правом самоопределения и гарантиями безопасности. 

Наира Айрумян   

f