Если я буду в составе делегации и кто-то скажет «Арцах – часть Азербайджана», я немедленно встану и выйду

  • 11:25 04.12.2024

Собеседник Step1.am – историк Азат Ордуханян, президент «Союза армянских академиков» Германии.

-Господин Ордуханян, в последние месяцы заметна активность в Европе в отношении Арцаха. Европейский парламент принял очередную резолюцию, призывающую к безопасному возвращению арцахцев, а также подтверждающую необходимость введения санкций против Азербайджана. Может ли исполнительная власть предпринять шаги по реализации этих постановлений и резолюций?

— Я думаю, что многое будет зависеть от руководства РА. Если они наконец осознают ценность Европы, если они смогут продемонстрировать волю и пойти навстречу Европе, я думаю, Европа снова активизирует свою деятельность. По крайней мере, для нас там эти настроения ощутимы, но все зависит от воли, смелости и ценностной переоценки властей Армении. Не хотелось бы строить догадки, но очевидно, что в Европе назрела атмосфера, есть и фактор США, который влияет на Европу в плане активизации связей с армянскими кругами или перепозиционирования в регионе. Если сравнивать с тем, что было 10 лет назад, позциия Европы была иной.

Я уверен, что при хорошей работе, если мы разработаем серьезные политические и стратегические концепции и будем шаг за шагом реализовывать их, мы окажемся на гораздо более выгодных позициях. Но мы не работаем, мы только требуем. Мы критикуем, почему Европа не сделала то, Запад не сделал это. Очень многое зависит от выполнения нашего домашнего задания. Давайте всерьез работать с европейцами во всех областях: научной, культурной, военной, экономической, политической. Это вопрос общеполитической направленности. Речь идет о европейской ориентации, которая, к сожалению, пока слабо развита. На своей истории у нас вегда была западная ориентация, но в последнее время русская ориентация стала доминирующей.

— Недавно швейцарский парламент предложил правительству как можно скорее созвать международный мирный форум по нагорно-карабахскому конфликту. В тексте решения говорится, что «цель такого предложения – способствовать открытому диалогу между представителями Азербайджаном и армянами Нагорного Карабаха для переговоров о безопасном и коллективном возвращении армянского населения, исторически проживавшего там, которое будет иметьместо под международным наблюдением или в присутствии соответствующих международных субъектов». Но правительство Армении не реагирует на эти и подобные решения, не предпринимает шагов. Как вы это оцениваете?

— Будь я членом правительства, я бы день и ночь работал со специалистами в сфере швейцарской политики, культуры или хорошо знакомы с этой страной. Я бы немедленно сформировал делегацию и отправил ее в Швейцарию для встречи. Нужны не только устные заявления, но и поездки, включение диаспорского ресурса на местах и работа. Мы возмущены тем, что армянские делегации приезжают в Германию для переговоров, а местная диаспора узнает об этом из газет. Они обходят нас стороной, игнорируют или проявляют высокомерие. Если армянская диаспора не будет подключена к процессам и не будет работать с делегациями, мы снова окажемся на том же месте. Нет европейской страны, где армянская диаспора не имела бы профессиональных ресурсов, которые, к сожалению, не включены в процессы.

— Есть мнение, что сами представители Диаспоры отказываются работать с нынешними властями Армении. Есть ли такие настроения в диаспоре?

— Есть и такое, но власти сами этого добились. Диаспора – понятие относительное, но некоторые диаспорские круги, да, отвергают сотрудничество. Если мне придется быть в составе делегации, и кто-то скажет: «Арцах – часть Азербайджана», я немедленно встану и выйду. Я не могу быть в одной комнате с человеком, утверждающим такое. Арцах был, есть и должен быть нашей Родиной. Карс, Эрзурум, Ван были, есть и должны быть нашей родиной. Если они намерены продвигать эти тезисы, то, разумеется, нам следует избегать их, не петь же с ними ту же песню?

Роза Ованнисян

f