Вчера состоялось очередное заседание Общественного совета по вопросам арцахцев, созданного при министерстве территориального управления, под председательством нового министра.
Официальная информация ничего не говорит о том, что было обсуждено, к каким выводам пришли собравшиеся и где были арцахцы. По официальной информации, обсуждались программы правительства об обеспечении занятости арцахцев и поправки в программу жилищного обеспечения.
Как говорят, в Общественном совете целых 40 представителей арцахского сообщества. Кто они, как их выбирали, кого они представляют, является тайной за семью печатями. Но самое важное – никто не знает, какие предложения и замечания они представляют, и как в правительстве относятся к предложениям арцахцев. Если нет ответов на эти вопросы, значит, арцахцы в Совете только для того, чтобы пустить пыль в глаза доноров.
В конце концов, доноры, которые, как говорят, отказываются сейчас выделять средства на помощь арцахцам, интересуются — привлекаются ли вообще арцахцы к разработке программ, принятию решений и к мониторингу эффективности программ.
Пока международные доноры не получили ответа на эти вопросы, как и на главный вопрос – кто, какой орган, структура или лицо представляет социальные интересы и политические права арцахцев.
Судя по всему, эти вопросы все чаще задаются правительству донорами, вот они и решили сделать фасад — Совет с участием арцахцев.
На самом деле никакого участия арцахцев нет: все программы разрабатываются в недрах правительства, и их провал говорит о том, что либо эти проекты изначально рассчитаны на нулевой результат, либо проекты были разработаны бездарно.
Единственный проект, где арцахцам оказывалась прямая поддержка в размере 50 тыс. драмов и которая действительно является экзистенциональной для арцахцев, сокращается и к концу 2025-года завершится. Говорят, на него не дают денег. Зато выделяются большие деньги на другие проекты – занятости и жилобеспечения, которые не дали никаких результатов.
Министерство соцобеспечения говорит, что 25 тыс. арцахцев зарегистрированы как работающие, но не сообщает, сколько человек поступило на работу по правительственной программе занятости. Мы уже писали, что эта программа напоминает скорее компьютерную игру со многими уровнями, кроме того, средства программы направляются в основом работодателям, а не напрямую арцахцам. Сколько человек было принято на работу по этой программе, не известно.
Что касается жилищной программы, то ее не удается толком запустить – даже получившие гражданство лица не знают, с какого конца надо подходить к этой программе и в чем ее смысл, если нельзя купить жилье.
Недавний всплеск активности арцахцев, который произошел после решения правительства РА о сокращении поддержки в размере 50 тыс. драмов, судя по всему, угас. Назначенный на 30 ноября митинг не состоялся, предметных обсуждений по поводу обещанных изменений в программу жилобеспечения нет, не создана легитимная структура, которая будет представлять права и интересы арцахцев.
Тем не менее, процесс самоорганизации начался, есть признаки консолидации на базе коллективных интересов. Первой «ласточкой» коллективной работы стало обращение к генсеку ООН и главе ЮНЕСКО с требованием направить в Арцах миссию, которая может зафиксировать разрушения армянского наследия и предотвратить дальнейший вандализм.
До этого были обращения к Действующему председателю ОБСЕ, МИД Армении, которые также были подписаны десятками арцахских НПО, но они не получили ответа на свои обращения.
Надо полагать, пока армянское правительство не станет отвечать на требования арцахцев, международные структуры не будут всерьез принимать обращения арцахцев, а международные доноры перестанут выделять деньги на поддержку беженцев. Раз уж и без денег армянскому правительству удается держать арцахцев в ежовых рукавицах и не позволять им стать потенциальными мигрантами в Европе, зачем зря тратиться?
Наира Айрумян