«Я не понимаю, зачем правительство Армении ведет жилпрограмму для арцахцев к полному фиаско»

  • 20:08 16.12.2024

В Горисе минус и ветрено. Устанавливают главную городскую елку, украшают витрины магазинов, продают цитрусы, дети весело бросают петарды, по Венскому парку разносится запах женгялов аца тикин Ерджаник из Акнахбюра.

На площади обновили выцветший флаг Арцаха. Священник в церкви тоже рассказывает о событиях в Сирии, у него свое объяснение: пророчества книги Откровения только исполняются.

Все помнят, каким было здание Горисского драматического театра с прилегающей территорией в 2023 году: место превратилось в лагерь беженцев. Таксисты целыми днями стоят возле серого квадратного здания, видно, что без толку — здесь либо такси, либо в армию — говорит один из них. Он также утверждает, будто в Горисе порядка 1000-1200 арцахцев.

Я почти не встречаю арцахцев в Горисе, а тот, кого я встретил сегодня, готовы поклясться, что арцахцев осталось осталось 4 или 5 сотен.

В любом случае, чтобы не получить случайную статистику, попробуем сверить данные муниципалитета Гориса. Как сообщила Step1.am заместитель главы общины Ирина Йольян, сегодня в Горисе проживает около 370 арцахских семей. Эта цифра постоянно меняется, потому что есть внутренняя миграция.

Бывшее здание коммунального хозяйства Гориса реконструируется и строятся одна-, двух-, трехкомнатные квартиры, где, по словам мэра Аруша Арушаняна, будут проживать и жители Гориса (оказывается, и здесь есть люди, живущие в домиках), но приоритет будет отдан жителям Арцаха.

Согласно проекту, инвестируется 200 миллионов AMD, в доме будет 18 квартир. Он строится при поддержке муниципалитета Гориса и благотворителей. Это значит, что остальным придется по-прежнему снимать жилье.

Год назад политолог Александ Искандарян заявил на сайте CivilNet, что если правительство Армении не займется проблемой арцахцев, мы можем потерять этих людей, как это произошло в случае с сирийскими армянами.

В Армении в одночасье появилось более ста тысяч беженцев. Это очень серьезная цифра для Армении. В начальный период их прием был организован должным образом, у многих из них были родственники и друзья, которые предоставили свои квартиры даром.

Однако это долгосрочная задача — есть вопросы занятости, жилья, на которые деньги есть. Армения же раньше выделяла огромные деньги Арцаху, на армию и т. д», — говорит Искандарян.

Но спустя год очевидно, что арцахцы не остались в Горисе (по крайней мере, в желаемом количестве), более того, население марза существенно сократилось.

Бывший омбудсмен и госминистр Арцаха Артак Бегларян заявил в интервью телевидению Арцаха, что люди переезжают в Ереван из-за проблем с трудоустройством. Бегларян также сообщил, что, по подсчетам экспертов, 80% граждан Арцаха проживают в Ереване и прилегающих к нему районах.

Честно говоря, я не понимаю, зачем правительство Армении ведет жилищную программу для арцахцев к полному фиаско. Есть серьезные стратегические вопросы, которые, на мой взгляд, вытекают из политического курса властей Армении. Другими словами, они не хотят поддерживать нашу консолидацию, наше компактное проживание для сохранения идентичности.

По словам действующего омбудсмена Арцаха Гегама Степаняна, благодаря реализуемой правительством РА программе нашли работу только 1500 граждан Арцаха, а приостановка программы поддержки 40+10 тысяч поставит арцахцев перед фактом.

В Армении распространено мнение, будто большинство арцахцев прохлаждались в госучреждениях, получали из госбюджета зарплату, которая была выше, чем в остальной Армении, и поэтому сейчас они не могут найти работу в Армении и адаптироваться.

Бывший министр территориального управления Арцаха Айк Ханумян в своем посте в Facebook представил сухие факты о высокой зарплате граждан Арцаха и их кормлении из госбюджета, и эти факты отражают совершенно противоположную картину.

В качестве примера Ханумян приводит исследование экономиста Агаси Тавадяна, согласно которому почти 80% частной занятости в Армении сосредоточено в Ереване.

По крайней мере, в 4 регионах Армении соотношение государственных рабочих мест к частным работам выше в пользу государства, чем было в Арцахе: 65,4 процента рабочих мест в Гегаркунике являются государственными, 61,2 процента в Арагацоте, 56,5 процента в Шираке. В Тавуше — 52,8 процента. Если бы Арцах продолжал существовать, он следовал бы в этом списке за Тавушем.

Утверждения о высоких зарплатах также преувеличены: зарплаты в сфере государственной службы значительно, в некоторых случаях кратно уступали зарплатам в Армении, чуть выше были только зарплаты учителей и медицинских работников.

Высокопоставленные чиновники РА также попрекают, что годами направляли деньги в Арцах, и эту идею повторяют в обществе. Но благодаря безопасности и экономической среде, созданной благодаря наличию Арцаха, в бюджет РА поступило гораздо больше денег в виде налогов (в основном от горнодобывающего сектора), чем сумма межгосударственного кредита, предоставленного Арцаху.

Это сухие факты, которые хорошо бы принять во внимание различным общественным деятелям, особенно чиновникам, если их цель не состоит в том, чтобы вызвать ненависть к арцахцев на основе ложных тезисов, пишет Ханумян.

P.S. В прошлом месяце в Горисе был еще большой рекламный щит с надписью «В ЕВРОПУ». Щита уже нет. Но разве мы уже доехали до Брюсселя? Стоя возле рекламного щита и указателя в Степанакерт, понимаешь, что ни в Европу, ни Степанакерт нам не попасть. Внутренняя миграция продолжается.

Марут Ванян

 

f