Собеседник Step1.am – политолог Александр Манасян.
— Господин Манасян, Никол Пашинян продолжает искажать Арцахскую проблему, заявляя, что «с 1994 года, то есть после прекращения огня, переговорный процесс шел о возвращении Нагорного Карабаха Азербайджану». Это действительно так?
— К сожалению, не только ответственные лица, но и наши экспертные круги неправильно понимают проблему. Нам необходимо глубокое научное исследование всех документов. В том числе, найти ответ на утверждения, будто 30 лет армянская сторона ведет переговоры о том, чтобы оставить Нагорно-Карабахскую Республику в составе Азербайджана. Ничего подобного, если изучить документы, то становится очевидно, что 10 декабря 1991 года, когда народ Арцаха провозгласил НКР, он основал республику на территории, которая уже не была территорией Советского Союза, потому что СССР распался 8 декабря 1991 года. 10 декабря народ Арцаха провозгласил независимость на территории, не принадлежавшей Советскому Союзу и Азербайджану, поскольку Азербайджан не провозгласил свою территорию, заявив о возрождении так называемой Азербайджанской Демократической Республики, о территории которой ничего не известно. Национальный совет мусульман Азербайджана тогда «провозгласил республику» на восточных и южных территориях Закавказья.
С точки зрения закона это нонсенс, потому что так территории не декларируют. В отличие от мусульман или кавказских татар (я не говорю азербайджанцев, потому что Азербайджана не было), Армения была провозглашена в армянских провинциях, то есть по этническому признаку. А что касается Азербайджана, то не ясно, где заканчивается Восточное Закавказье, тем более, что Арцах и Армения расположены в центральном Закавказье. Лига Наций, учитывая это, заявила, что границы данного государства невозможно идентифицировать, и не признала Азербайджан как государство.
В 1991 году Баку издал «Конституционный Акт о независимости Азербайджанской Республики», где термин «Южные и Восточные территории Закавказья» изменили, так как и им было ясно, что это нонсенс с правовой точки зрения права. В акте написано, что «территории Азербайджанской Республики в исторически сложившихся границах неделимы и неотчуждаемы». Это звучит еще абсурднее, ибо что значит «в исторически сложившихся границах», если никаких границ нет. Они до сих пор не могут этого объяснить, поэтому и ввели понятие «Западный Азербайджан».
С подобными абсурдными формулировками нынешняя Азербайджанская республика вступила в процесс распада СССР. Многое зависело от Запада, прежде всего от Европы. Евросоюз, который на тот момент состоял из 12 государств, решил обсудить этот вопрос 9-10 декабря, после провозглашения Беловежского развода, а 16 декабря принял так называемую «Декларацию 12-и». Европа заявила, что признает новые независимые государства в границах бывших союзных республик. В Баку были счастливы и поехали с этим в Алма-Ату. Там они присоединились к объявленному Россией, Белоруссией и Украиной СНГ. И 23 декабря Европа приветствовала это.
По-моему, они убедили Баку в том, что ни Азербайджанская Демократическая Республика, ни Советский Азербайджан, ни на то время республика не провели референдум о независимости, и нужен референдум для пущей законности. После Алма-Аты Баку организовал референдум о независимости только 29 декабря, но даже это не принесло ему границ. Потому что они вынесли на референдум вопрос, по которому должны были проголосовать: «Согласны ли вы с конституционным актом», где прописаны те же «исторически сложившиеся границы». То есть, Азербайджан так и не обрел границ.
Подход Европы стал основой для признания Европой бывших союзных республик, включая Азербайджан. Возникает вопрос: как Европа признала референдум в Азербайджане, в котором Арцах не участвовал, поскольку юридически провозгласил свою независимость? Европа плюнула на всех и признала Азербайджан наряду с Арцахом. Вопрос Арцаха вошел в другую стадию по вине Европы: хочешь стать независимым, самоопределяйся.
И первый президент Армении, при котором все это произошло, и последующая политическая мысль так и не оценили эту реальность адекватно. Мы стали заложниками невыверенных решений. Мы сами уже были в процессе самоопределения, основываясь на идее, что Арцах должен быть отделен от Азербайджана, потому что Европа и мир признали это таким. Второй и третий президенты боролись за признание права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. Только первый президент говорил, что мировое сообщество не потерпит этого, рано или поздно мы отдадим Карабах.
Нынешнее руководство придерживается того же мнения. У господина премьер-министра, когда он еще был журналистом, вышло много статей, в которых он писал. что «Арцах – это Азербайджан». Обладаем ли мы сегодня достаточно глубокими познаниями в области дипломатии, политологии, юриспруденции и международных правовых отношений, чтобы рассказать об этом миру в правильных формулировках?
— Власти пытаются делать вид, бужто Арцахский вопрос закрыт. Насколько это правомерно?
— Как может быть Арцахский вопрос решен, если имел место геноцид, и жертвы этого геноцида оказались за пределами своей родины? Это не закрытый вопрос, даже международное сообщество не считает его закрытым. Европейские организации многими своими резолюциями заявляют, что вопрос не закрыт. Мы должны хотя бы заявлять, что будем бороться за урегулирование на основе права и закона. И никто не может этому возражать.
Роза Ованнисян
2024. Учредитель – НПО «МедиаСтеп», Ереван, [email protected] Все права защищены. При цитировании гиперссылка на Step1.am обязательна.