Драма Тирана Хачатряна

  • 16:07 06.01.2025

Следственный комитет РА представил подробности по делу бывшего замначальника Генштаба ВС Армении, генерал-лейтенанта Тирана Хачатряна, арестованного 5 января.

Как отметили в СК, Хачатрян в ходе 44-дневной войны 2020 года в Нагорном Карабахе был назначен командующим южной группировкой войск. По данным следствия, в период с 7 по 17 октября он не сформировал командный пункт и не выполнил целый ряд других командирских функций.

Напомним, в период с 7 по 17 октября армянская сторона потеряла юг Арцаха, в том числе, Гадрут. Фронт распался, в армии не было единого руководства, работала густая агентурная сеть, которая дезориентировала полевых командиров.

При этом в степанакертском бункере присутствовали как представители «бывшего» военного командования, в том числе, Сейран Оганян, именем которого была названа линия обороны Арцаха. Также в бункере присутствовала супруга Никола Пашинян Анна Акопян, роль которой в принятии военных решений остается неясной.

А в ночь с 16 на 17 октября бакинские войска сообщили о ракетном ударе по Гандзаку и Мингечауру, якобы, нанесенном с территории Армении. Именно этот удар бакинская сторона использует как главный аргумент против Армении, обвиняя ее в военных преступлениях. Международные иски Баку против Армении выстроены в основном на этом. Не известно, обвиняют ли Тирана Хачатряна в причастности к этим ударам.

22 октября 2020 года в самый разгар войны Тирану Хачатряну было присвоено звание Национального героя.

Он был назначен на должность заместителя начальника Генштаба ВС Армении летом 2020 года. Назначенный правительством Никола Пашиняна первым министром обороны Давид Тоноян после войны 2020 года был уволен, затем арестован. Только несколько месяцев назад ему изменили меру пресечения.

Назначенный министром обороны Арцаха во время войны 2020 года Микаел Арзуманян по сей день находится под стражей. Его также обвиняют в том, что он «по халатности» сдал высоты у Шуши.

По делам, связанным с военными действиями во время войны 2020 года, судебных заседаний до сих пор не было. Не ясно, в чем обвиняют военных – в том, что они воевали за Арцах, оказывая сопротивление, или в том, что воевали недостаточно хорошо?

Поступившие на службу в армянскую армию после прихода к власти правительства Пашиняна военные переживают двойную драму. С одной стороны, пока на линии фронта шли ожесточенные бои, на дипломатическом фронте принимались капитуляционные решения. С другой стороны, военные с некоторых пор не понимают свои задачи – должны ли они защищать армянскую землю, должны ли они оказывать сопротивление врагу или обязаны слепо подчиняться политическому руководству?

Военные не знают, сдаст ли их политическое руководство, если, согласно «мирному договору», будет согласован вопрос о «военных преступниках».

f