После депортации из Арцаха арцахский офис «Амазгаин» продолжает свою деятельность. Мы попытались выяснить, какая именно работа проводится, у Эрмине Авагян, директора Арцахского офиса Национального армянского образовательно-культурного союза «Амазгаин».
— Арцахский офис Амазгаина — одна из немногих структур, продолживших днятельность в Армении после депортации из Арцаха. Иначе и быть не могло, ведь в такой организация, как «Амазгаин», проделавшей долгий и трудный путь, ясно понимают, что необходимо для сохранения духа армянского народа. Организация была основана в Каире после Геноцида в 1928 году с целью сохранения связи армян со своими корнями посредством культуры и образования.
Очевидно, что организация с таким многолетним опытом и целеполаганием должна была продолжить свою деятельность в качестве арцахского офиса, не отделяя при этом Арцах как неотъемлемую часть Армении. Мы сотрудничаем с ереванским и гюмрийским офисами «Амазгаин», работая рука об руку, направляя нашу совместную работу на сохранение культурного наследия и литературы Арцаха, а также вовлечение молодежи Арцаха в различные программы.
Конечно, возникают определенные трудности, поскольку арцахцы не проживают компактно, а рассеяны по разным регионам Армении. В настоящее время Арцахский офис Амазгаин под эгидой Центрального управления Амазгаин реализует образовательные и культурные программы в Ереване, Абовяне, Масисе и Гюмри.
–Что это за программы и когда они были запущены?
— В указанных городах мы реализуем молодежные и детские образовательные программы. Например, в Гюмри действует кружок по изготовлению кукол, в котором занимаются 35-40 детей из Арцаха. Целью реализуемого проекта является не только кукольный театр, но и сохранение арцахского диалекта. Дети изготовляют куклы, читают сказки, а затем разыгрывают их на арцахском диалекте. Самое главное, что детям предоставляется возможность общаться друг с другом и говорить на диалекте своего города или деревни. В Масисе у нас действует кружок «Умелые руки», куда с удовольствием ходят и школьники из Арцаха. Наши ученики принимают участие в различных выставках со своими работами и добиваются успеха как на родине, так и в диаспоре.
Образовательные программы охватывают старшеклассников, перемещенных из Арцаха, которым мы помогаем бесплатно подготовиться к вступительным экзаменам в вузы.
Все наши учителя тоже из Арцаха, и мы хотим поддержать учителей социально, пусть и немного. В настоящее время в наших программах участвуют около 150 детей из Арцаха. Программа была запущена во время войны 2020 года. Называется она «Амазгаин, рядом с детьми Арцаха».
Во время 44-дневной войны матери вместе со своими детьми нашли убежище в Армении, и, видя психологический кризис в детской среде, «Амазгаин» реализовал эту программу, чтобы поддержать их посредством культуры, помогая им в некоторой степени преодолеть стресс и депрессию. «После окончания» войны программа была перенесена в Арцах и действовала в основном в сельских общинах.
– На какие средства существует «Амазгаин»?
-Бюджет организации в основном формируется за счет пожертвований. Он действует как общественная оганизация в диаспоре и имеет свои отделения в разных местах. Бюджет формируется за счет членских взносов и пожертвований. Организуются мероприятия и сборы средств, на которых люди регулярно делают пожертвования, осознавая, ради чего они это делают. У «Амазгаин» есть детские сады, школы, театральные кружки и хоры в диаспоре, и благодаря своей деятельности он не только сохраняет культуру и образование, но и помогает воплощать в жизнь другие важные программы. Это трудолюбивая семья, занимающаяся сохранением армянской идентичности, где каждый трудится самоотверженно, преданно и с чувством цели.
– Мы знаем, что Амазгаин также сотрудничает с фотографами и писателями из Арцаха. Вы не расскажете об этом?
-После 2020 года мы решили начать сотрудничество с фотографами, и началось оно с выставки Давида Каграманяна. Сначала она была организована в Армении, затем в Арцахе. Благодаря фотографиям Давида люди в разных странах узнали о войне 2020 года. Он снимал не только тыл, но и границу, сражения. Различные СМИ по всему миру делились его фотографиями. Его работа — это документальный фильм для широкой публики. Мы хотели показать реальность не нам, а внешнему миру. Что сделал Азербайджан в 2020 году, какие права человека были нарушены и что последовало за безнаказанностью? Все это отражено в его фотографиях.
Мы также составили фотокнигу-альбом на трех языках под названием «Арцах. Неоконченная война». В нее включены фотографии, запечатлевшие 44-дневную войну и блокаду Арцаха. Книга-альбом была издана за несколько дней до потери Арцаха, а ее первая презентация состоялась в Ереване.
Давид из-за блокады не смог присутствовать, он следил за презентацией онлайн, но также хотел, чтобы презентация состоялась именно в эти дни. Иллюстрированная книга получила довольно широкий отклик, особый интерес к ней проявил центральный офис Ай дата. Было предложено презентовать книгу и фотографии также в Восточной Америке. Естественно, автору также пришлось принять участие в этом начинании. Благодаря усилиям Центрального офиса Ай дата и Восточноамериканского офиса АРФД нам удалось воплотить это в реальность.
Выставка открылась в Вашингтоне, округ Колумбия, в одном из важных залов Конгресса и продлилась 7 дней. Мы пытались показать, что в Арцахе произошел геноцид. Фотографии были тому доказательством. Была также представлена книга-альбом. Аналогичная выставка была организована в 7 городах Восточной Америки. Это стало результатом упорной работы наших друзей из Ай дата, о чем также говорили сенаторы и конгрессмены, отмечая факт современного геноцида в Арцахе.
Наше следующее сотрудничество было с фотографом из Шуши Владимиром Геворгяном. Это была выставка под названием «Поднимемся в Шуши», которая прошла в Ереванском зале AGBU. Посредством этой выставки, рассказывающей историю Шуши, мы хотели сказать, что скорбь должна превратиться в борьбу, силу, единство и цель. Нам необходимо вновь осознать срочность и важность переоценки прошлого. Шуши — вечный город, и он должен говорить о борьбе, даже если она кажется нам трудной и невозможной.
Владимир жил и творил в Шуши и запечатлел Шуши во всем его очаровании. Это и стало причиной нашего сотрудничества.
Мы также сотрудничаем с писателями из Арцаха, никого не выделяя. У нас была возможность организовать несколько литературных встреч, которые были открытыми. Свои произведения представили писатели из Арцаха. Конечно, очевидно, что им трудно вернуться к творческой жизни, но эти встречи проводятся и для ободрения. Мы попытались объединить и оценить то, что они создают. Дважды организовывали литературные встречи, которые будут проводиться постоянно под рубрикой «Глас жизни».
После депортации мы попытались представить миру наше исчезающее культурное наследие и то, что сегодня творит Азербайджан. В Арцахе осуществляется культурный геноцид. Азербайджан пытается полностью стереть армянский след, и делает это на глазах у всего мира. Совместно с ереванским офисом мы составили иллюстрированную книгу «Арцах. Исчезающее наследие», которую также распространяем через офисы «Амазгаин» в разных странах. Это трехъязычная книга, которая повествует об историческом и культурном наследии Арцаха и культурном геноциде.
В дни блокады была составлена книга «Летящие слова» на английском языке, в которую вошли произведения 10 прозаиков из Арцаха. Перевод был выполнен членом Совета культуры «Амазгаин» Аревик Габриелян. Мы попытались показать, что литература и искусство — единственная сила, способная тронуть человеческие сердца. Будем надеяться, что дело удастся достучаться до сердец людей в мире.
Карине БАХШИЯН