Расследование Азатутюн по поводу того, кто и когда вел переговоры по поводу обмена Мегри на Арцах, было опубликовано аккурат накануне очередной пресс-конференции Никола Пашиняна. Не исключено, что во время пресс-конференции он заявит о «договоренности» по поводу «коридора» и оправдает это тем, что до него уже были проведены все необходимые переговоры.
О том, что в случае разблокирования коммуникаций возможны определенные «упрощения» с армянской стороны, вчера заявил Арарат Мирзоян на совместной с грузинским министром ИД пресс-конференции. Он вновь повторил мантру о «суверенитете», при этом несколько раз заявил, что Армения готова к «упрощению процедур» на дорогах.
Под «упрощением» каждый может понимать свое, но очевидно, что никакого общего «разблокирования» не будет, Армения останется оторванной от региональных коммуникаций, и правительство Армении пойдет на очередной односторонний шаг, лишив страну границы с Ираном и предоставив Турции и Ирану вожделенный коридор.
И если в конце 1990-х — начале 2000-х обсуждалась возможность обмена с Карабахом, причем, с условием сохранения коммуникаций с Ираном, то теперь это будет исключительно односторонняя уступка.
Были намеки, что возможен «обмен» на «домашний арест» содержащихся в Баку арцахских руководителей, но сделка, судя по всему не состоялась. А заявление Никола Пашиняна о «психотропных веществах» говорит о том, что против него лично есть убойный компромат, и если не будет подвижек по «Зангезурскому коридору», то компромат опубликуют. На фоне социальных недовольств в Армении этот компромат может означать политическую смерть для Пашиняна, и теперь ему нужно доказать, что только он в Армении способен исполнить все условия Турции.
«Зангезурский коридор» был закрыт в начале 20 века не случайно – Турцию, которая после распада Османской империи возродилась с помощью России, десятилетиями сдерживали. Даже членство Турции в НАТО многие аналитики рассматривают как фактор сдерживания не в меру прожорливой страны.
Турецкая угроза никуда не исчезла, и потуги некоторых мировых авторов выпустить турецкого джинна из лампы, чтобы обуздать Россию, а потом снова ее загнать в лампу, приведут только к утранению препятствий на пути турецкой экспансии, в том числе Армении и Ирана.
В Швейцарии Никол Пашинян не зря заявил о Геноциде и о том, что еще надо разобраться в случившемся. Чтобы открыть дороги, Армении нужно признать нынешние границы Турции, а значит, Карсский договор.
Тюрколог Рубен Мелконян говорит, что «общественности наиболее известны 3 условия нормализации армяно-турецких отношений: закрыть Арцахский вопрос, признать Карсский договор и прекратить процесс международного признания Геноцида армян».
Армения не денонсировала Карсский договор, как это сделала Грузия. Нынешние границы Армении определяются в основном Карсским договором, и пока Ереван не признает его как легитимный или не подпишет с Турцией новый договор о границах, новые коммуникации не могут быть легитимными.
Вот почему Пашинян в преддверии заявлений о коридоре и Карсском договоре приказал «снизить» транспортные тарифы в Ереване и отменить некоторые пошлины. Народу нужна «психотропная» пилюля, чтобы переварить последние плохие новости.