Администрация Дональда Трампа, которая за неполный месяц работы уже многое перевернула в мире с ног на голову, потихоньку подбирается к иранскому вопросу. Из администрации поступают два противоречивых мессиджа – с одной стороны, Трамп говорит о намерении возобновить переговоры с Ираном, а с другой – о жестком давлении. Не исключается, что два этих метода будут применены одновременно – Иран «вынудят» к «переговорам» посредством силовых ударов.
Премьер-министр Израиля Нетаньяху, который сейчас находится в Вашингтоне, может просить разрешения США на нанесение ударов по стратегическим объектам в Иране. В Тегеране, судя по всему, готовятся к такому сценарию, как и попыткам смены режима по сирийскому образцу.
В этой ситуации Тегеран договаривается с соседями с целью предотвратить их участие в антииранской операции. Аналитики уже откровенно говорят, что Израиль будет опираться на свои связи с Баку, который может воспользоваться ситуацией, чтобы захватить армянские и иранские территории. Баку, в свою очередь, откровенно говорит о своих претензиях на «Южный Азербайджан» в Иране и «Западный Азербайджан», то есть Армению. Такова будет цена участия Баку в американо-израильской коалиции против Ирана.
Израильско-американская операция приведет к расчленению Ирана и Армении, и эти страны могут только вместе противостоять подобным планам.
Рассматривается ли правительством Армении такой сценарий? Никол Пашинян находится в Вашингтоне, одновременно с Бениамином Нетаньяху. В контексте упорных «мирных» намерений Пашиняна не исключаются контакты с израильской стороной по этому поводу.
Вчера посол Ирана в Армении Мехди Собхани выступил в Ереване с пресс-конференцией, где сделал ряд важных заявлений.
Во-первых, он дал «гарантии», что Иран не позволит силового открытия «Заргезурского коридора» и изменения геополитических границ.
При этом он заявил, что у Армении достаточно средств для сопротивления, намекая, что Еревану нужна политическая воля. Иран тем самым предупреждает, что если Ереван не проявит политическую волю к сопротивлению или попытается договориться с Израилем, то Иран вряд ли может помочь.
Посол сказал, что Тегеран приложит все усилия, чтобы в регионе не возникли очаги эскалации. «Силовые попытки открыть дороги не имеют никакого обоснования. Надо сделать все, чтобы избежать военных столкновений. Мы используем свои отношения с Азербайджаном и другими странами, чтобы предотвратить такой сценарий», сказал посол Ирана.
Собхани при этом подчеркнул, что давление США на Иран до сих пор имело обратный эффект, и что в случае максимального давления со стороны США Иран примет политику максимального сопротивления.
Это предупреждение Армении о том, что Тегеран будет сопротивляться, возможны военные действия, и позиция Армении – важный фактор общего сопротивления.
Наира Айрумян