В ответ на вопрос арцахского журналиста, когда они смогут вернуться в Арцах, спикер парламента РА Ален Симонян сказал, что это случится, когда будет подписан мирный договор и созданы безопасные условия.
В то же время, Ален Симонян сказал, что арцахцам надо было воевать — тем самым оружием, которое Республика Армения «оставила» там, и при дипломатической поддержке РА.
Он сказал, что не надо было менять власть в Арцахе и сразу же подписывать указ о роспуске.
Ален Симонян, Арагац Мирзоян, Никол Пашинян и другие члены ГД постоянно говорят о том, что если бы в Арцахе не сменили власть и «договорились бы» с Баку, то арцахцы были бы сейчас не в Армении.
Арагац Мирзоян например, говорит, что арцахцам не на что надеяться, и им лучше «интегрироваться» в Армении, раз они не захотели «интегрироваться» с Азербайджаном.
По словам Мирзояна, после 44-дневной войны власти Армении задействовали все доступные реалистичные механизмы, чтобы армяне могли продолжать жить в Нагорном Карабахе, сохраняя свои права. Однако, как отметил Мирзоян, эти усилия «не получили должной поддержки» со стороны как действующих, так и бывших властей Нагорного Карабаха, что, в конечном итоге, усугубило ситуацию.
Мирзоян напомнил, что в 2021–2022 годах обсуждалась возможность прямого диалога между представителями Нагорного Карабаха и азербайджанскими властями, включая встречи на нейтральной территории, например — в Болгарии. Однако, по его словам, эти перспективы были подорваны «усилиями конкретных кругов».
Что именно Армения предлагала обсудить арцахцам с Азербайджаном? О какой «интеграции» идет речь? Конечно, всем было бы легче, если часть арцахцев осталась бы в Арцахе, взяла бы азербайджанский паспорт и отправляла своих сыновей в азербайджанскую армию. Желающие могли бы уехать, но они уже были бы не беженцами, и Еревану не пришлось бы тратить на них деньги и усилия. Арцахский вопрос был бы «решен», и все было бы в шоколаде.
Но этот вариант не прошел — арцахцы уехали, и не потому, что сменилась власть, а потому, что ни один человек в Арцахе не мог представить себе «интеграцию» на уровне своей семьи. Нынешние судилища в Баку показывают, что произошло бы с арцахскими мужчинами и какой была бы жизнь в Арцахе.
Официальный Ереван так ни разу и не заявил о целесообразности реализации Декларации независимости Армении и Решения от 1 декабря 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха. Зато Ален Симонян и другие допускают кикс за киксом, заявляя об «оставленном в Арцахе оружии Республики Армения» и о том, что пытались оказать дипломатическую поддержку «интеграции арцахцев в Азербайджан». Это похоже на признательные показания, которые потом придется повторять в суде.