Если это не коридор, почему его должны называть таковым: ирано-армянская граница под угрозой

  • 11:26 12.02.2025

Пока Ереван ждет ответа Баку на свои предложения о снятии транспортной блокады, МИД Азербайджана заявляет, что «армянская сторона вывигает малозначимые инициативы». Предложения были направлены в Баку три месяца назад, однако письменного ответа на них до сих пор не получено.

Спикер НС Ален Симонян подчеркивает, что они готовы предоставить Баку беспрепятственный путь, сохранив при этом суверенитет Армении. Но Баку, несмотря ни на что, назовет полученную дорогу коридором, заявил Симонян.

Почему Баку должен называть это коридором, если это не коридор? Судя по словам Симонян, а ранее и Никола Пашиняна, Ереван уже почти согласен на коридор. Однако Баку считает даже это «малозначимой инициативой», требуя дорогу, перерезающую связь между Арменией и Ираном, под контролем России.

«Может быть, есть вариант, принимая во внимание, что они едут из одной части своей страны в другую, например, не платить правительству на месте, а позже рассчитывать и переводить всю сумму. Или, скажем, если обычная организация взимает 1000 драмов за груз, идущий из Ирана  в Грузию, то в этом случае, принимая во внимание, что он едет из одной страны в ту же страну, можно утановить пошлину в 500 драмов. Это детали, которые Республика Армения готова обсуждать», — заявил Симонян.

Симонян говорит только о деньгах — таможенных пошлинах, но не говорит о безопасности, таможенном и пограничном контроле. Кто будет это его осуществлять? Остается ли актуальным заявление от 9 ноября и российский контроль?

По словам Алена Симоняна, разговоры о коридоре преследовали цель установить контроль российских войск. Он заверил, что в заявлении от 9 ноября об этом не говорится, наоборот, в документе конкретно упоминается Лачинский коридор, а также указ президента России, призывающий Армению осуществлять этот контроль. Спикер парламента отметил, что контроль может осуществляться с помощью камер, присутствие военнослужащих (рус.-ред.) не обязательно.

Он не уточнил, кто будет просматривать кадры с камер: российские или армянские пограничники и таможенники? И будет ли паспортный контроль?

Но самый главный вопрос: что будет с границей между Арменией и Ираном? Баку требует полноценную дорогу, а это означает закрытие ирано-армянской границы? Если бы Баку предоставили только право беспрепятственного передвижения по дороге, а не всю дорогу, то границу с Ираном можно было бы сохранить.

Однако Баку и Россию интересует только первый вариант: отрезать Армению от Ирана, а Иран — от его единственного пути на север.