Сегодня в Абхазии проходят внеочередные выборы, которые были назначены после того, как общественность Абхазии не позволила парламенту ратифицировать договор с Москвой. Согласно этому договору, Россия хотела получить право на собственность в отношении абхазской недвижимости, в обмен на инвестиции.
Абхазское общество уже более 30 лет, несмотря на помощь Москвы и даже признание независимости, не хочет поступаться своим правом на землю и другую недвижимость. Из-за этого вопроса в Абхазии несколько раз менялась власть, случались революции и народные сходы.
Хотя институционально это не зафиксировано, но в Абхазии сохраняется традиционная фамильная структура населения, которая также отражается на структуре собственности на землю. Даже если земля официально зарегистрирована как государственная или частная собственность, традиционно она считается достоянием того или иного рода или всего абхазского народа в целом. Собственно, как и в Арцахе, где каждая община знала пределы своих угодий, а их названия сохранили фамилии прежних хозяев.
На вопрос — как совместить приход больших российских денег в Абхазию с нежеланием отдавать иностранцам землю в собственность — четких ответов в ходе предвыборной кампании в Абхазии не было. Об этом пишут западные аналитики.
«Россия уже больше 16 лет продолжает финансировать этот регион, а в ответ ничего не получает. И здесь, конечно же, встает вопрос, как Абхазии дальше развиваться, — рассуждает исследователь проблем безопасности на Кавказе Олеся Вартанян. — А для того, чтобы развиваться, надо каким-то образом открываться и, безусловно, открывать себя для этих инвестиций. Адгур Ардзинба довольно пространными лозунгами сейчас людям говорит, что с Москвой каким-то образом договорится. Но тут же приходит Москва и говорит: «Знаете, мы уже столько раз с вами пытались разговаривать и договариваться. И мы дальше отодвигать просто не можем, потому что это не будет работать»».
В этом контексте Москва может «потребовать» недвижимость, которая принадлежит не этническим абхазам, а, скажем, армянам, которые на данный момент составляют чуть ли не четверть населения Абхазии.
В этой связи актуализировались обсуждения, согласно которым Турция может присоединиться к России в роли второго «патрона». Ведь именно в Турции проживает миллионная абхазская диаспора. Турция и Россия могут вместе «изгнать» армян и завладеть их собственностью, не затрагивая «родовые» земли абхазов. Москва и Анкара недавно сделали то же самое с Арцахом. Кому сейчас принадлежат карабахские земли?