В Карабахском движении принимали участие все жители Арцаха. Многие вели подпольную деятельность и действовали без страха и колебаний. Одним из таких людей был Камо Исабабян, житель села Акнахбюр Аскеранского района, который собирал подписи среди населения подрайона.
— Арцахское движение имеет очень глубокие исторические корни и прошло долгий подготовительный этап; оно родилось далеко не 20 февраля 1988 года. Просто именно в этом году настало реальное время действовать.
В 1977 году я случайно почитал «Плач по Карабаху» Ованнеса Шираза, одно из самых важных в армянской поэзии, которое армянскому народу трудно было перевариит. Я часто декламировал патриотические стихотворения Шираза и Севака на публике. Меня часто ругали и удивлялись моей дерзости: жить в такой стране и сметь читать подобные стихи, особенно на публике. Однажды я рискнул и прочитал Шираза на свадьбе в Баку.
Арцахское движение освободилио мне язык и руки. Я больше не мог сдерживать свои смятение. Сбор подписей начался повсюду. Я тоже взялся за это, собрал более 1500 подписей в наших близлежащих селах и передал документы Славику Мирзояну, координатору этих работ в Аскеране. Позже он отправил их в Москву со всеми подписями. А в Москве нас просто кормили словами, якобы, Арцах непременно восоединиться с Арменией, но на деле не было ни шага, ни движения.
Жители Акнахбюра были активно вовлечены в события
— В нашем селе действительно было активное население. Мы почти каждый день собирались в сельском клубе и читали листовки. Сначала мы были полны оптимизма, думая, что наш вопрос решится очень скоро и мирно. Но случилось то, что диктовал Азербайджан. Все села в нашем ущелье уже были охвачены движением. Слово «Движение» было у всех на устах. Наш односельчанин Аркадий Есаян, который был активным участником (к сожалению, он преждевременно ушел из жизни), привозил в село листовки, читал их нам, а мы слушали их с энтузиазмом и самоотверженностью. Даже в тяжелые дни своей болезни он участвовал в демонстрациях. К сожалению, мало кто знает о той опасной миссии, которую взял на себя этот человек.
Камо Исабабян находился в Ереване 20 февраля 1988 года
-20 февраля 1988 года я вместе со многими другими отправился в Ереван, чтобы принять участие в митинге. На площади Свободы в Ереване (перед зданием Оперного театра) я встретил Георгия Мнацаканяна, врача из больницы нашего соседнего села Аветараноц, наших односельчан Аршавира Гарамяна, Овика Аванесяна и Валерия Петросяна из Норагюха. Перед встречей с ними я раздавал листовки. В то время ко мне подошли трое мужчин и стали задавать вопросы на русском языке. «Как дела, что вы здесь делаете, как ситуация в Карабахе?» — спросили они меня и предложили отойти в сторону, а потом поговорить. У одного из них было что-то завернутое в газету. Я понял их намерения и начал звать ребят, и эти трое тут же исчезли. Мне, наверное, было уготовано стать первой жертвой в тот исторический день. От Оперы к тогдашнему первому секретарю Карену Демирчяну отправляли делегации. Я тоже поехал, но в здание уже никого не пускали. Однако внутри был Георгий Мнацаканян. Приехал Игорь Мурадян и заверил нас, что их хорошо приняли и что все будет хорошо.
В тот исторический день у Камо было много интересных знакомств
-Мы были в здании Оперы, и вдруг ко мне подошла Сильва Капутикян и сказала: «Сынок, узнай, какие новости из Арцаха». Взволнованный присутствием великой поэтессы, я выскочил из здания и узнал, что сессия в Степанакерте еще не закончилась. Я снова вернулся и сказал это Капутикян. В тот день на площади Оперы были также Славик Мирзоян, Грачья Ованнисян и Ваче Саруханян. Их речи были полны уверенности и надежд. В тот день был еще один интересный сюрприз. Я познакомился с мужчиной лет 50, который пригласил меня к себе домой. Оказалось, что этим человеком был прозаик Паруйр Тевосян. Его корни были из села Шош в Арцахе, а родился он в Тбилиси. У нас состоялся интереснейший разговор.
А в Арцахе народ восстал и стал единым кулаком
-Люди больше не могли сдерживать свой протест, они не хотели мириться с несправедливостью. В селе велись сельскохозяйственные работы. На одном из наших колхозных собраний они сказали, что зерно нужно везти в Акну. Среди ночи мы отправились в соседнее село Джрагацнер с одним из наших сельских учителей Артуром Аванесяном и прокололи шины одного из грузовиков. Мы не собирались больше подчиняться таким приказам. Мы хотели жить свободно, и для этого нам пришлось прибегнуть к помощи оружия. Мы понимали, что только с помощью оружия наша проблема будет решена.
И в неравной войне мы смогли победить врага горсткой людей, и сделали это благодаря своей силе, уму, воле и вере. Мы потеряли тысячи парней, чтобы добиться победы. К сожалению, все пропало. Мы потеряли Арцах, но наша вера в его возвращение не утрачена.
Камо Исабабян, активист Арцахского движения, продолжил борьбу и активно участвовал в арцахской войне, был дважды ранен и дважды получил контузию. Будучи инвалидом, он не прекратил свою борьбу. Добровольцем участвовал в Четырехдневной апрельской войне.
Карине БАХШИЯН