Кремль проигнорировал участие авиации НАТО в агрессии 2020 года
19 февраля на нашем сайте был размещен материал «На Кавказе назревает новая война?» (http://russia-artsakh.ru/index.php/node/21137). Оригинал, «Une nouvelle guerre se prépare—t—elle dans le Caucase?» был опубликован на французском ресурсе newsnet.fr (http://newsnet.fr/268801). Автор материала – бразильский журналист, исследователь в Центре геостратегических исследований Лукас Лейроз де Алмейда, в частности, отмечал следующее.
«Турецкий «серый кардинал» Бахтияр Эрсай сделал карьеру генерала в Азербайджане и мечтает воспользоваться новой войной с Арменией, чтобы получить пост министра обороны Турции. Под его личным контролем в октябре прошлого года в оперативном центре Генштаба Азербайджана начал действовать центр боевого управления, который координирует разведывательные полеты БПЛА вдоль границы с Арменией и передает информацию в режиме реального времени боевым подразделениям».
Между тем, отмеченное де Алмейдой — вовсе не что-то новое, а практика, которая реально осуществлялась ещё накануне и в ходе 44-дневной агрессии Тройственного союза Баку-Анкара-международные террористы против Нагорного Карабаха и Армении осенью 2020 года. И осуществлялось это отнюдь не только беспилотниками турецкого производства, но и непосредственно средствами сил авиации НАТО.
Турецкие разведывательные самолёты АВАКС на базе Boeing 737-700 (Анкара стала получать их из США начиная с 2014 года и имеет 4 таких самолёта) поочерёдно барражировали вдоль западных границ Армении. Они передавали данные о передвижениях армянских вооруженных сил и корректировали действия турецкой авиации, в том числе беспилотной, ранее переброшенной в Азербайджан.
Радиолокационная станция самолета, работающая в режиме кругового обзора в диапазоне L, имеет дальность обнаружения 370 км и способна одновременно сопровождать до 3000 целей. Кстати, ничего подобного не было на вооружении ВКС России: российский самолёт А-50 «Шмель» мог сопровождать лишь до 150 целей, а новейший (к 2020 году был построен один борт, который ещё проходил испытания) российский самолёт А-100 «Премьер» — до 300 целей (против 3000 у американской машины).
Отметим также ещё один достоверный факт непосредственного участия турецких ВВС в агрессии Азербайджана против Арцаха и Армении, о котором предпочитают умалчивать некоторые московские эксперты.
В материале «Пухов кроется в деталях» от 20 ноября 2021 года (http://russia-artsakh.ru/node/8124) мы рассказали о попытке редактора проазербайджано-турецкого сборника «Буря на Кавказе», члена Общественного совета при МО РФ Руслана Пухова и привлечённого британского автора Марка Казалета скрыть прямой турецкий след в уничтожении 29 сентября 2020 года армянского штурмовика СУ-25.
Армянский Су-25 был поражен над территорией Армении ракетой с турецкого истребителя, находившегося в тот момент в воздухе и взлетевшего с военного аэродрома Гянджи (Гандзака). Это происшествие явило собой открытый акт агрессии страны НАТО против страны-члена ОДКБ, однако никакой реакции ни со стороны последней, ни со стороны Кремля не последовало.
8 октября 2020 года журнaлист амeриканской гaзеты «The New York Times» Кристиан Триберт зaявил, чтo нa тeрритории аэрoпорта в Гяндже (Гандзаке) рaзмещены кaк минимум двa истрeбителя F-16, испoльзование кoторых в кaрабахском кoнфликте oтрицали в Бaку. Oн опубликовал в Twitter спутникoвое изoбражение аэропoрта oт 3 oктября, на кoтором были видны эти вoенные самoлеты (https://www.middleeasteye.net/news/turkey-armenia-azerbaijan-f16-deterrent-against-attacks).
Алиев тогда вынужденно подтвердил этот факт, объяснив, что турецкие истребители остались в Гяндже (Гандзаке) после совместных азербайджано-турецких учений в августе 2020 года, но отрицал факт их участия в боевых действиях. Однако первоначальное лицемерие Алиева было слишком очевидным.
Одновременно в мировых СМИ стали появляться и изображения турецких самолетов, барражирующих вдоль границ Армении, как с турецкой, так и с азербайджанской стороны.
Они отслеживали цели на земле и в воздухе, передавали информацию в центры управления и корректировали атаки беспилотников, ствольной и реактивной и артиллерии по целям в том числе и на территории непосредственно Республики Армения. Это также являло собой акт неприкрытой внешней агрессии против страны-члена ОДКБ.
Между тем, в Кремле, где ранее всегда так беспокоились по поводу прилёта пары натовских самолетов в Литву или Латвию на местечковые учения, не посчитали убедительными доказательства, представленные как Ереваном, так и нейтральными источниками. Таким образом, осенью 2020 года авиация страны-члена НАТО приняла открытое участие на стороне Азербайджана в агрессии азеро-турецко-террористического триумвирата против Нагорного Карабаха и Армении.
При этом как всегда за бортом остался столь часто задаваемый специалистами вопрос: почему Москва в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ не осудила нарушение Азербайджаном соглашения бессрочного прекращения огня от 12 мая 1994 года и открытое вмешательство Анкары и её наёмников в конфликт?
Посол Владимир Казимиров (1929-2024), спецпредставитель президента России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху в 1992-1996 гг., наиболее авторитетный российский эксперт по нагорно-карабахской проблематике, писал о роли Турции в 44-дневной войне 2020 года.
«И помогала ему (Азербайджану – примечание наше), и торопила Турция. Обстановку в мире Баку и Анкара сочли удобной (всюду пандемия, США заняты выборами, Россия — событиями в Донбассе, Белоруссии, Сирии). При этом Анкара явно проигнорировала настоятельный призыв резолюций 874 и 884 СБ ООН «ко всем государствам в регионе воздержаться от любых враждебных актов и от любого вмешательства, которые привели бы к разрастанию конфликта и подорвали бы мир и безопасность в регионе». Турция вмешивается, упорно лезет в дела Закавказья».
(https://regnum.ru/news/polit/3165230.html)
Зато звучал тогда в российских официозных СМИ пропагандистский тезис о том, что, дескать, «Москва не была обязана воевать за Армению». Озвучил его и вышеупомянутый фальсификатор, член Общественного совета при МО РФ Руслан Пухов. «Аналитик не согласен с утверждениями о том, что Россия в войне недостаточно активно помогала армянской стороне. Но нужно быть реалистами и понимать, что Россия не могла воевать вместо самой Армении. В пределах своих возможностей она сделала всё, что могла, и даже больше» (http://russia-artsakh.ru/node/8152)/
Осенью 2020 года от армяно-турецкой границы, на восток до линии соприкосновения Армии обороны Нагорного Карабаха и азеро-турецких агрессоров было около 200 км. Примерно такое же расстояние было и к западу от этой линии до Большого Кавказского хребта.
Однако в отличие от турецко-натовских, ни один российский самолет-разведчик не барражировал вдоль этого горного раздела между Северным и Южным Кавказом. И не передавал разведданные о передвижении азербайджанских сил и средств даже ограниченными (по сравнению с переданными НАТО Турции самолетами «Авакс») своему официальному стратегическому союзнику Армении.
Зато официозные кремлёвские СМИ и вовсе стали проталкивать дезы «экспертов» вроде пресловутого Руслана Пухова, которые отрицали зафиксированный нейтральными наблюдателями факт участие турецкой, — то есть авиации НАТО, — в войне против Нагорного Карабаха и Армении осенью 2020 года.
Александр АНДРЕАСЯН