Сколько я себя помню, мы всегда были беженцами — сначала из Баку, потом из Арцаха

  • 21:12 28.02.2025

«Сколько я себя помню, мы всегда были беженцами, и моя семья постоянно была в поисках крова. Сначала нас изгнали из Баку, потом из Арцаха», — говорит моя собеседница Алла, которая живет со своим отцом-пенсионером и не знает, что их ждет в будущем.

Через несколько месяцев после депортации из Арцаха они переехали в Россию, но затем вернулись в Армению.

-В 1989 году нас насильственно депортировали из Баку. После событий в Сумгаите оставаться там было опасно. Мне было 9 лет, мои братья были еще моложе. Я до сих пор помню последние несколько дней, когда выходить из дома было уже опасно. Мои родители говорили, что началось насилие против армян и что нам нужно действовать быстро. Они пытались говорить тихо, чтобы мы не боялись, но я все понимала.

Помню, один из наших соседей предложил скрыться у него дома, но мой отец отказался, заявив, что не хочет подвергать опасности его большую семью. Потом к нам пришел один из друзей моего отца, азербайджанец по национальности, и отвез нас к себе домой. Мы пробыли там около 10 дней. Это были дни, полные опасности, как для нас, так и для семьи, которая протянула нам руку помощи. Однажды ночью было решено, что нам следует отправиться на поезде в Краснодар. Когда мы прибыли на станцию, уже рассвело. Мы заметили шествие азербайджанских школьников с транспарантами, требующими изгнать армян из Баку. Они успели закидать нас камнями, прежде чем мы успели сесть в поезд. Мой отец каким-то образом посадил нас в поезд, и нам удалось сбежать. Пробыв несколько дней в Краснодаре, мы отправились в Арцах.

К сожалению, нам так и не выделили квартиру в Арцахе, и до депортации 2023 года мы снимали квартиру. Мои родители, оставив все в Баку, уехали ни с чем вместе со своими тремя маленькими детьми и нашли убежище на родине, но как с семьей беженцев с ними обошлись несправедливо.

В 2014 году моя мать скоропостижно умерла, и мои братья переехали в Россию на заработки. Чтобы обеспечить нас с отцом, мне пришлось служить в Армии обороны Арцаха и встать в очередь на жилье, надеясь, что у меня и моего престарелого отца будет жилье. Я участвовала в апрельской четырехдневной и 44-дневной войне 2020 года», — рассказывает Алла Захарян.

Семья Захарян, на себе испытавшая двойную горечь депортации, живет сейчас снимает квартиру в Ереване. Алла нашла поденную работу, что немного облегчает их заботы.

-Мы покинули Арцах 30 сентября 2023 года с последними автобусами. Из аэропорта мы отправились на площадь Степанакерта и оттуда направились в сторону Армении. Был момент, когда я потеряла надежду, что нам удастся выбраться, потому что людей было так много, а транспорта мало. Мы пересекли Акари и снова стали беженцами. Пробыли в Горисе один день, а затем остановились в доме нашего друга, где прожили несколько месяцев.

Моему пожилому отцу требуется ежедневный медицинский уход, и поэтому мы не готовы жить в сельской местности. Нашей семье из двух человек будет сложно купить дом, так как выделяемой государством суммы не хватит. А с апреля, когда сократится программа поддержки в 50 тысяч драмов, мы окажемся в безвыходном положении, поскольку эта программа является единственной финансовой поддержкой, оказываемой жителям Арцаха, — говорит Алла и добавляет, — собственное жилье так и останется для нас мечтой, но хочется верить, что семьям с нашим статусом будет предоставлено социальное жилье, в таком случае у нас хотя бы будет крыша над головой.

Карине БАХШИЯН