Вопрос «открытия коммуникаций» в регионе, а иначе – сдача русско-турецкому альянсу границы Армении с Ираном – упирается в нежелание Ирана менять геополитические границы в регионе и терять связь с Европой через Армению и Грузию.
Сопротивление Ирана настолько непоколебимо, что вызвало скандал между Тегераном и Анкарой. Вчера послы обеих страны были вызваны в МИД-ы после того, как турецкий министр ИД Фидан сказал, что Иран слишком много тратит на «зарубежные завоевания», а Иран призвал совмещать усилия, а не делить регион.
Правительство Армении давно согласилось бы с предложением о Мегринском коридоре и отказалось от границы с Ираном, но Тегеран настаивает на ее сохранении, даже угрожает применить силу, если кто-то попытается изменить границы в регионе.
Позиция Ирана становится главным «препятствием» для заключения «мирного договора», который, несомненно, приведет к упразднению армянской государственности. Пашинян пытается обойти иранское препятствие, но безуспешно.
Баку отклонил все предложения Никола Пашиняна по поводу «суверенитета над коммуникациями», требуя исключительно Мегринский коридор. Этот проект направлен против Армении и Ирана в одинаковой мере, но правительство в Ереване продолжает «прилагать усилия» для его продвижения, пытаясь охмурить Иран радужными перспективами.
Продвигаемый Пашиняном проект «перекрестка» содержит предложение Алиеву «открыть» Нахиджеван и таким образом «успокоить» Иран. Тем более, что в Нахиджеване уже есть железная дорога от Ирана до Армении, и можно очень быстро восстановить сообщение с Ираном, которое было в советские времена.
Об этом Пашинян говорил в своей статье в Арменпресс, то же самое повторил во вчерашнем интервью Государственному телеканалу Ирана.
Пашинян сказал, что в случае разблокирования всех коммуникаций (а это возможно только после согласия Армении и Ирана на Мегринский коридор и закрытия армяно-иранской границы– авт.) Армения и Иран получат железную дорогу. Он, правда, не сказал, что эта дорога через Нахиджеван будет находиться под юрисдикцией Баку.
Тысячелетние дипломатические традиции Ирана позволяют слушать с открытыми глазами. Если бы Иран хотел коммуникаций под юрисдикцией Баку, дорога Решт-Астара давно была бы построена. Но Иран не хочет этого, и вряд ли Пашиняну удастся «уговорить» Иран. Тем более, что США пока никоим образом не обратились к этой теме и не настаивают на «тюркском коридоре» за счет закрытия ирано-армянской границы.
Наира Айрумян