–К 1 апреля большая часть населения Арцаха лишится поддержки на аренду жилья. Интересно, что принималось во внимание, когда выносили такое решени? Разве людей обеспечили жильем или постоянной работой, или, может быть, снизилась арендная плата? Я не понимаю, как можно было принять такое решение. Через несколько дней мы все окажемся в безысходной ситуации, поэтому поддержка должна продолжаться без какой-либо дискриминации», — говорит Лусик, которая была вынуждена покинуть Арцах.
После депортации из Арцаха семья Армена и Лусик Саргсян из 11 человек поселилась в Котайкской области, сначала в селе Арамус, затем в городе Абовян. Они переезжали с места на место трижды. Из-за большого количества членов семьи было сложно снять жилье, и семье пришлось разделиться. Семья старшего сына поселилась в селе Балаовит, а с семьей младшего сына Лусик, ее муж и дочь сняли квартиру в городе Абовян.
-Согласно новому решению, только двое несовершеннолетних детей из нашей семьи будут включены в программу жилищной помощи. Моя дочь — студентка, а нам с мужем чуть больше 50 лет.
Наша семья, как и все семьи в Арцахе, сохидала на протяжении всей жизни, и когда мы уже должны были наслаждаться созданным, мы остались без дома и без помощи. Мы не сидели сложа руки с тех пор, как нас депортировали. Мой муж и сыновья нашли работу, а я возобновила свой бизнес. Плохо то, что налоговое бремя возросло, но, как говорится, мы как-то умудряемся зарабатывать на хлеб насущный и выживать.
Поддержка, оказываемая государством, является большим подспорьем для арцахцеы. По крайней мере, мы можем оплатить аренду жилья. Арцахцев, которые подверглись геноциду и депортации, несправедливо упрекают в том, что они сами не зарабатывают на жизнь. Но ведь арцахцы все начинают с нуля. Мы приобретаем все заново, экономя и лишая себя многого.
Без поддержки государства будет очень сложно. Даже если все члены семьи будут работать, мы все равно не сможем оплатить аренду, коммунальные услуги или заботиться о нуждах детей. Мы, взрослые, привыкли, как-нибудь справимся. Войны и блокады закалили нас. Но проблема в том, что лишь небольшой процент жителей Арцаха нашли работу. Большинство вообще не имеют надежды когда-либо получить работу. Правительство Армении прекрасно осведомлено о том, что происходит в стране, оно хорошо знает о ценах на жилье и зарплатах», — говорит Лусик.
В Арцахе семья Саргсян занималась сельскохозяйственными работами. У них были гранатовые и ананасовые сады на площади около 7 гектаров. Урожай 2023 года был обильным. На деревьях было около 50 тонн фруктов, которые остались врагу. Саргсяны оставили в Арцахе двухэтажный дом, две машины (из-за нехватки топлива) и сотни кур и уток. За время блокады их семья приобрела аппараты для приготовления мороженого и сока.
Лусик и в голову не приходило, что однажды она покинет Арцах.
-После войны 2020 года в дополнение к своей основной работе я открыла бизнес.
В 2023 году мы готовились к трудной зиме. Консервировали овощи, готовили сухофрукты и изюм. Во время блокады, конечно, было очень тяжело, но мы терпели и ждали. Но не исхода армян из Арцаха. 19 сентября мы с невестками, дочерью и внуками отправились в подвал, затем сразу в аэропорт Степанакерта, а оттуда в Армению. Мы не смогли ничего взять с собой. Иногда я закрываю глаза и вспоминаю свой дом, все, чего достигла за эти годы. Я не могу найти себе места из-за боли и тоски.
Не могу найти работу по своей профессии в Армении. Я работала главным библиотекарем 33 года. Куда бы я ни обращалась, везде говорят, что мест нет. Я решила вернуться в бизнес. Продвигаюсь вперед маленькими шагами, и у меня уже есть постоянные клиенты. Вокруг много добрых людей, которые помогают мне не сломаться морально и смотреть вперед. Город Абовян иногда напоминает Арцах, потому что здесь проживает большое количество арцахцев, и это тоже помогает нам чувствовать себя немного лучше.
Муж Лусик, Армен, который наблюдал за нашей беседой, также выразил свое мнение:
-Не проходит и дня, чтобы я не думал об Арцахе. Мысленно гуляю по улицам Аскерана, захожу в парки, посещаю Хнапат, где находятся могилы моих родителей. Я верю, что придет время, когда все это будет в реальности. Я никогда не теряю надежды, что мы вернемся на землю наших предков и вернем ее себе. Хотя Армения тоже наша родина, но Арцах — это наши воздух и вода, без которых трудно жить.
Карине БАХШИЯН