Собеседник Step1.am — Левон Айриян, глава общественной организации «Во имя Гадрута».
– Господин Айриян, правительство Армении заявляет, что приняло требования Азербайджана и готово подписать так называемый «мирный договор». Что сейчас происходит?
-То, о чем они договорились с Азербайджаном и назвали «мирным договором» — это заурядный акт капитуляции. Они называют это «мирным договором», чтобы не сказать, что их планы потерпели фиаско.
Начнем с того, откуда взялся этот «мирный договор» и какова роль властей Армении в достижении этого соглашения. Судя по всему, данное соглашение, как и статья печально известного заявления от 9 ноября, были разработаны в кремлевских клоаках. Этот вопрос возник не сегодня, даже не после 44-дневной войны. Это было заранее спланировано в России, еще до войны, и, по словам Шойгу, они «осуществили сложную операцию совместно с турками», чтобы вынудить Армению к капитуляции.
Два спорных пункта так называемого «мирного договора», которые сейчас обсуждаются, помогут нам понять всю ситуацию. Одним из таких пунктов является роспуск Минской группы, а другим требованием является вопрос коридора. Почему я говорю, что все это было заранее спланировано россиянами — ведь ключевым пунктом этого соглашения является роспуск Минской группы. А Россия пытается добиться роспуска Минской группы с самого дня ее создания. Россия выдвигала требование о роспуске трем бывшим президентам Армении. Да, процесс переговоров всегда был строго конфиденциальным, но иногда происходили утечки. Например, появилась информация о том, что русские предлагали армянам и азербайджанцам распустить Минскую группу, и тогда Москва в одностороннем порядке могла ввести миротворческие силы и создать буферную зону. Примечательно, что ширина этой буферной зоны охватывала всю территорию Карабаха и доходила до границы Армении. То есть они хотели превратить всю эту территорию в плацдарм или серую зону для себя. Понятно, что армянские лидеры с этим не согласились, поэтому пришлось сменить лидеров, чтобы реализовать свои планы.
К требованию о роспуске Минской группы добавился и коридор. Чтобы лучше понять проблему коридора, необходимо совершить исторический экскурс. Вопрос о коридоре возник не сегодня и не вчера — он обсуждается с 1918 года. Еще во времена Первой республики Халил-паша приезжал к Араму Манукяну и предлагал проложить дорогу через Мегри. Вместо этого он предположил Армении завоевать всютерриторию от Гандзака до самого Кавказа. Но даже при столь»щедром» предложении такой политик, как Арам, не мог с этим согласиться. И Халиль, получив отказ, ретировался.
Роль Мегринского коридора понятна: российско-турецкий альянс тем самым замыкаетблокаду Армении и Ирана. Вопрос коридора не был закрыт даже в советские годы. Непосредственно перед карабахским движением Азербайджан поднял в Москве вопрос о том, что его экономика могла бы развиваться при наличии автомагистрали через Мегри в Нахиджеван. Затем вопрос о Мегринском коридоре вновь подняли в годы правления Роберта Кочаряна, когда в ходе переговоров в Ки-Уэсте было предложено предоставить коридор через Мегри.
Вскоре вопрос о коридоре был поднят снова, и интерес России к нему возрос в 2007–2008 годах, в начальный период правления Сержа Саргсяна. Серж Саргсян отправился в Москву на переговоры и оттуда запустил футбольную дипломатию с турками, заявив, что открывает границы и т. д., что не было реализовано. По моему мнению, переговоры о коридоре были результатом армянского буржуазного, олигархического мышления: о коридоре говорилось завуалированно. Во время президентства Сержа Саргсяна Армения предложила стать мостом между ЕАЭС и Евросоюзом. Это также соответствовало логике коридора. Более того, если Серж Саргсян и Тигран Саргсян думали, что можно разбогатеть, не работая, и обогатить страну, якобы за счет торговли между Европой и Россией, то русские понимали под «мостом» нечто другое: почему они должны давать долю Армении? Вот тут-то, по-моему, и родился знаменитый план Лаврова, и возникла мечта открыть коридор.
Роль Азербайджана в открытии торгового коридора становилась все более значимой, поскольку большая часть дороги проходит через Азербайджан и только небольшая часть — через Армению. Здесь, вероятно, Азербайджан выдвинул услови- отдать ему Карабах. Чтобы отдать Карабах, нужна была война, а поскольку бывшие президенты Армении отказались распустить Минскую группу и уступить Арцах военным путем, к власти пришлось привести новую силу. Слова Шойгу «Мы провели сложную операцию с турками в Карабахе» весьма красноречивы. Туркам и России было несложно победить маленькую Армению, но им нужна была политическая безопасность, им нужно было, чтобы Армения не жаловалась. Прежде чем провести эту операцию, им нужно было провернуть политическую операцию в Армении, которую они блестяще организовали и привели к власти Никола Пашиняна.
Россия и Турция решили провести военную операцию в 2016 году, однако США заняли жесткую позицию. Есть даже информация, что Обама остановил Апрельскую войну 2016 года, припугнув россиян тем, что признает Арцах, если они не прекратят войну. Русские остановили и отложили эти планы до прихода Трампа к власти. Однако в 2016 году, в очередной раз убедившись, что военного пути недостаточно, и что им также нужен политический плацдарм внутри Армении для реализации своих грязных планов, они организовали смену правительства в Армении и привели к власти группировку Никола Пашиняна. Никто, кроме Никола Пашиняна, не выполнил бы их приказы столь безотказно.
Я говорю это для того, чтобы мы понимали: так называемое мирное соглашение, которое Никол Пашинян сегодня пытается предъявить как успех, не является его «достижением». Русские и составили «мирный договор», и развязали войну. Судя по всему, русские изначально решили отдать туркам только Гадрут и Шуши, остальное оставить себе и дать Азербайджану возможность объединиться с Нахиджеваном, но поскольку после 2020 года они вторглшись в Украину, и их планы там были сорваны, они были вынуждены пойти на уступки и здесь, уступив туркам и поднажав на армян.
А поскольку Запад и Иран заняли жесткую позицию по сюникскому вопросу, решить этот вопрос одним лишь актом капитуляции от 9 ноября не удалось. Сегодняшнее «мирное соглашение» — это второй акт капитуляции с целью сдать Мегри. Заявление Никола Пашиняна о том, что он согласен дать дорогу, «но под суверенитетом Армении», вероятно, согласовано с русскими и турками. Давайте вспомним, что произошло в Лачинском коридоре, то же самое произойдет и в этом коридоре. Пару дней турки будут ездитьпод суверенитетом Армении, затем устроят провокацию, небольшое столкновение на дороге, русские вспомнят, что они «союзники» Армении, введут войска, якобы, чтобы нейтрализовать провокацию, захватят дорогу и будут стоять на ней. После того, как там появятся русские, с Мегри произойдет то же, что с Лачинским коридором. Такова суть этого соглашения: это документ о капитуляции, который Никол Пашинян пытается представить как свой успех.
Самое смешное, что после всего этого Азербайджан не хочет подписывать «мирный договор». Никол хочет провести турок, но они хотят ясности. При отсутствии сопротивления со стороны «Никол-ГД» четкие требования Баку могут представлять экзистенциальную угрозу для государства Армения. В этом и заключается суть «мирного соглашения», которое даже Алиев не хочет подписывать, поскольку ожидает больших уступок. Алиев не подписывает этот документ еще и потому, что Арцах еще не окончательно разгромлен и уничтожен, чего Никол пытается добиться сегодня, прессуя народ Арцаха посредством социального и политического давления. Их мечтой после 2020 года было оставить часть арцахцев в Арцахе, после «изгнания террористов и сепаратистов». Арцахцы не остались, они в Армении, и община сохранилась.
-Какую конкретную цель преследует сегодня социальное давление на арцахцев?
— Чтобы понять, почему Никол Пашинян сегодня оказывает социальное давление на арцахцев, припомню один случай. Турецкие источники писали, что в 2022 году они говорили об окончательной ликвидации Карабаха, а Алиев обратился к правительству Армении: «Если вы честны с нами в том, что упраздняете Карабах, то не отправляйте туда деньги». Никол обещал, что не будет отправлять деньги в Карабах, но не смог сдержать своего обещания. Помните, турки подняли шум о том, что отправили 144 миллиарда драмов. Точно так же сейчас, возможно, Алиев указывает не поддерживать арцахцев социально, а Путин в свою очередь заставляет окончательно закрыть Арцахскую проблему.
План таков: часть жителей Арцаха под давлением эмигрирует, а остальные будут принудительно натурализованы и станут гражданами Армении, и тогда им не позволять и пикнуть. Благодаря этой программе название Арцах будет ликвидировано. Вот почему, начиная с 2020 года, они всегда отвергали наши предложения по созданию условий для общинного проживания беженцев. Никол сокращает социальную поддержку не потому, что это бремя для бюджета Армении, а чтобы полностью стереть Арцах, стереть Арцахский вопрос. Он сам заявил в парламенте, что необходимо завершить Карабахское движение. Задача по подавлению Карабахского движения исходит не от Алиева, а от России. Путин ведь однажды заявил, что распад СССР был для него самой большой катастрофой. С другой стороны, русские постоянно обвиняли карабахцев в том, что они своим движением разрушили Советский Союз.
Если нет финансовых возможностей для решения социальных проблем арцахцев, Никол и его команда могли бы обратиться к международному сообществу. Еще в марте прошлого года мы предложили обратиться в ООН с просьбой созвать конференцию для создания международной донорской группы. Но они не хотят решать проблемы народа Арцаха. Они не хотят, чтобы эти проблемы решались извне, они хотят отравить жителей Армении и настроить его против арцахцев, посеять раздор внутри нации. Они хотят заставить арцахцев принять гражданство, хотят стереть общину и по просьбе турок и русских ликвидировать само понятие Арцаха. Но в мире сейчас происходит другая политика, пока не ясно, что будет дальше. Все напоминает распад Советского Союза, и мне кажется, что сейчас, вероятно, происходит второй распад России. Многое будет зависеть от большой политики, но вполне возможно, что к тому времени наши дела будут настолько плохи, что мы перейдем точку невозврата.
–Итак, что же делать?
-Мы постоянно говорим, что необходимо сменить правительство. Более того, есть формула, которую необходимо соблюдать: нынешние власти должны уйти, а прежние не должны вернуться. Это наше единственное спасение, потому что и те, и другие работают по приказу русских. Они продолжают в том же духе, играя роль оппозиции, сидя в парламенте уже 4 года. Если бы они не взяли мандаты в 2021 году, правительство Никола уже было бы уничтожено хаосом. Есть пример Овика Агазаряна.
-Арцахцы объявили о проведении митингов. Может ли что что-то измениться, произойдет ли прорыв в этой ситуации?
-Одним из плюсов митинга 29 марта является то, что на него выйдет больше людей. Кроме того, на наши призывы откликаются многие жители Армении, и мне поступает информация, что они примут участие в акции. Но есть и плохая новость: Никол, похоже, задействовал в этом деле свои щупальца, как и его предшественники. Мы изначально старались сделать так, чтобы среди организаторов не было следов прежниз и нынешних, но, похоже, они сильнее, и все может внезапно пойти не по заранее спланированному сценарию.
Но в любом случае выйдет много людей, посмотрим, что будет. Цели митинга были сформулированы, и хотя все ожидали, что арцахцы в первую очередь поднимут социальные вопросы, но первое требование – политическое, чего и боятся николовцы. Первое требование – восстановление Арцахской проблемы и возвращение в Арцах, второе требование – возвращение пленных, а вопрос социальной поддержки формулируется следующим образом: поддержка должна оказываться до тех пор, пока арцахцы будут находиться в Армении, эмиграция должна быть предотвращена, чтобы мы могли вернуться в Арцах. Мы много раз говорили, что нам не нужна недвижимость в Армении, постройте нам социальное жилье, и когда мы вернемся в Арцах, эти дома останутся в жилфонде Армении. Сегодня они заставляют нас покупать дома на вторичном рынке, то есть я должен купить дом Погоса, который возьмет деньги и улетит в Россию, таков их подход.
С другой стороны, мы замечаем, что процесс предоставления гражданства Армении жителям Арцаха постоянно затягивается. Это делается потому, что они считают народ Карабаха потенциальной оппозицией, который не будет за них голосовать. И они затягивают процесс предоставления гражданства Армении жителям Арцаха до 2026 года. Боюсь, что после 2026 года они поставят карабахцам ультиматум: либо принимайте гражданство, либо уезжайте в Азербайджан и Россию, тем более, что преступная троица еще не забыла, что для реализации своих планов им необходимо вернуть часть карабахцев в Карабах.
Роза Ованнисян