На видео, распространенных азербайджанцами, видно, что на площади Свободы в Степанакерте сносятся здания. Хорошо известная местным жителям «Кольцевая» и здание «Луча», где в 1988 году началось Карабахское движение.
Многие помнят 2020 год. Первый удар азербайджанской артиллерии пришелся по этому зданию. То, что не смогли полностью разрушить снаряды, сегодня «добивают» экскаваторы.
Меняют крыши зданий на улице Алека Манукяна (Энгельса). Не спрашивая владельцев, «реконструируют» дома, а то, что им не нравится, просто сносят.
Если в Баку сносят дома собственных граждан, пока жители находятся внутри, то чего ожидать от города, освобожденного от армян?
Магазины на проспекте Азатамартикнер вновь открылись, но свет в квартирах не горит, и они пустуют.
Почему они пустуют, где хозяева?
Правда, Арарата не было видно с балконов степанакертцев, а ереванцы упорно боролись за исторические здания своего города (улица Арама, Фирдуси и т. д.). Но так же, как жители Еревана знакомы с каждой аркой, улицей и деревом в своем городе, жители Степанакерта любят свою Кольцевую, Экимяна и Шушва угул. Так же, как вы получаете энергию каждое утро, глядя на Арарат, их «заряжали» другие горы, прогулки по улицам.
Семья из Арцаха поселилась в селе Ранчпар. День был ясный, и по словам Чаренца, Арарат был особенно прекрасен и был совсем близко. Молодой человек из арцахского села Аветараноц «не увидел» его. Нет ничего постыдного в том, что для него Араратом были горы близ его деревни.
Жители Степанакерта обретали жилье, годами работая в Карвин-Каршелке, отслужив десятки лет в армии (здание для семей погибших…), долго ожидая очереди, выплачивая кредиты, радуясь покупке телевизора, штор, дивана-кресла и нового холодильника, застеклив балкон, «соревнуясь» с соседями в ремонте, а затем, как небоскреб в Мьянме, потеряв все в считанные секунды.
Не дай Бог, но представьте, что ваш город пустеет, вы оказываетесь в чужом доме и утро не начинается с источника энергии, которую человек черпает из простых вещей, данных ему Богом. Представьте себе, в течение полутора лет вы каждый день смотрите с разных балконов, и какой бы красивый вид ни открывался, как бы близко ни было метро, это не ваш дом. А однажды вам говорят, что больше не дадут денег, чтобы платить за квартиру, которая вам не принадлежит. Работай, чтобы жить. Вернее, попробуй выжить.
Марут Ванян
На фото: 1988, Степанакерт, Кольцевая