«Мы пытались решить вопросы прав и безопасности армян Нагорного Карабаха в рамках переговоров между Арменией и Азербайджаном, в том числе путем установления международных гарантий и механизмов для инициирования прямого диалога между ними. Среди прочего, были предприняты усилия по организации встречи в Софии. Мы были уверены, что если такой механизм будет создан, то можно будет решить некоторые задачи. Но после принудительной депортации, особенно после шумихи вокруг известного документа о самоликвидации, эта повестка дня больше не может продолжаться по той простой причине, что там нет ни одного армянина, чьи права подлежали бы обсуждению», — заявил сегодня министр иностранных дел Арарат Мирзоян в Национальном собрании, отвечая на вопрос, почему правительство исключило вопрос Арцаха из повестки переговоров.
Баку говорит о территориях без арцахцев, а Ереван заявляет, что готов защищать только права арцахцев, без привязки к территориям. Однако решением 1989 года народ арцахцы воссоединились с Арменией вместе со своей территорией.
Мирзоян обвинил СМИ в искажении заявления МИД. «Они говорят, будто мы исключили вопрос из повестки. Повторяю, наше правительство во главе с премьер-министром Пашиняном сделало все, чтобы вопрос прав и безопасности этих людей был каким-то образом решен. А теперь они обвиняют нас в том, что мы сняли этот вопрос с повестки, хотя когда мы говорили, что нужно снизить планку и тогда можно будет поговорить, они обвиняли нас в предательстве, в продаже земли. Разве не известно, что именно Нагорный Карабах отказался участвовать в Софийской встрече? Чего они теперь от нас хотят? Пора дать ответы на эти вопросы. Сколько можно твердить через одни и те же газеты: «Они сдали Карабах, они сдали Карабах»? А теперь они говорят, что правительство Армении распустило Карабах. Неужели у людей такая короткая память? Кого вы обманываете?» сказал Арарат Мирзоян.
Напомним, что бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян неоднократно опровергал заявления властей Армении об отказе руководства Арцаха от переговоров.
«Предложение о встрече в Софии поступило с Запада. Мы просили международный механизм гарантий. Азербайджан отказался от международного механизма нет. Мы говорили, что посредники должны присутствовать на встрече, но Азербайджан настоял, что нет, это должна быть двусторонняя встреча. Мы утверждали, что без посредников мы не сможем вести переговоры с оружием у виска, особенно в условиях блокады. Власти Армении обвинили нас в том, что мы не идем на переговоры, и мы договорились, что можем провести двустороннюю встречу в Братиславе. Западные посредники говорили, что будут в соседней комнате. 1 августа должна была состояться встреча в Братиславе, но 29 июля азербайджанцы похитили Вагифа Хачатряна, по-моему, специально для того, чтобы сорвать этот процесс. Мы не отменяли встречу в Братиславе, у наших представителей были куплены билеты, они должны были лететь 31 июля, но 31 июля азербайджанская сторона передала через американскую сторону, что они не приедут на встречу. Теперь я спрашиваю: кто отказался, мы или они?»