Собеседник Step1.am — правозащитник Жанна Алексанян.
– Госпожа Алексанян, представители правящей партии утвеждают, что арцахцы не воевали, и надо было остаться и бороться до конца. Вы регулярно встречались с арцахскими семьями. Есть семьи, в которых несколько погибших. Почему этих людей обвиняют в том, что они не воевали?
-Сразу после 19 сентября 2023 года, когда жители Арцаха были насильственно перемещены, мы провели работу по установлению фактов. Пропаганда против них началась именно с тех пор. В дни насильственной депортации арцахцев, как вы помните, Никол Пашинян заявлял, что мирному населению ничего не угрожает, их депортируют в условиях безопасности. Это потом мы узнали, что в Арцахе были убийства мирных жителей, а от бомбардировок погибли дети. Когда азербайджанцы вторглись в села и блокировали дороги, ведущие в Степанакерт, погибли мирные жители, а Никол Пашинян заявлял, что их безопасно эвакуируют.
Я считаю, что именно отсюда и зародилось негативное отношение к арцахцам. Позже тем, кто смог перевезти останки своих погибших сыновей в Ереван и похоронить в Ераблуре, не позволили накрыть останки арцахскими флагами. Это было необычайное явление. Мы получили жалобы от этих семей и обратились в Министерство обороны, но они отвечали: «Да? Мы об этом не знаем». Так что, пропаганду ненависти запустили высокопоставленные чиновники.
У нас есть множество публикаций о том, как воевали арцахцы, мы посетили семьи более 100 погибших военнослужащих. Более того, представленные нами истории демонстрируют их непоколебимую преданность. Я считаю гибель этих людей осознанной смертью, знаю, что они вели неравный бой и шли на осознанную смерть. Правительство Армении в тот период ничем не помогло арцахцам, оставив их в одиночестве. Теперь они хотят унизить, сломить достоинство арцахцев, достоинство, которого лишено правительство Армении. Люди, которые пострадали, потеряли родину и дома, не продали своего достоинства. И властям тяжело это признавать.
Мы также стали свидетелями преследований, которым подвергались лидеры общин Арцаха, имели место незаконные аресты и задержания. Разве не это заложило основу для языка ненависти и отношения? Я даже не хочу обсуждать вопрос о том, воевал ли арцахцы или нет, все знают, что арцахцы воевал, и они это прекрасно знают.
– Не кажется ли вам, что власти стремятся обвинить в своих грехах арцахцев?
-Да, на днях кто-то сказал, что оппозиция изгнала арцахцев из Арцаха. Представляете, как они искажают реальность? Они говорят, что оппозиция призывала их уехать, хотя на самом деле эти люди покинули Арцах в результате геноцидальных действий. Как они могли остаться, если, к примеру, азербайджанцы вторглись в села в приграничном районе Мартуни как раз в тот момент, когда мужчины сражались на своих позициях. Старосты села рассказывали, как они спускались с позиций, чтобы вывезти раненых и мирных жителей. Это действительно был геноцид, но власти хотят скрыть историю и обвинить во всем арцахцев. Мы слышали это даже на уровне министра иностранных дел, который заявил, что президент Арцаха Самвел Шахраманян якобы распустил Арцах, и это стало причиной принудительной депортации. Чем занимались в это время власти Армении, не сообщается. На самом деле все это произошло в результате действий властей Армении, которые заявляли, что люди благополучно уезжают. Представляете, насколько это бесчеловечное заявление?
— Является ли целью всего этого также оказание психологического давления на арцахцев?
— Когда я увидела арцахцев на последнем митинге, я поняла, что именно это достоинство и поддерживает в них жизнь. Это люди, видевшие войны и пережившие неимоверные трудности, они знают, что такое государство, отечество, земля, в отличие от этих властей. Арцахцы очень сильны, и этому правительству не удастся сломить их достоинство. Родина — в их сердцах и умах; это ценности, которые укрепляют человека.
Роза Ованнисян