На стадионе Гориса пасутся две коровы. На ржавом табло не отображается счет. Это хорошо видно с дороги сверху, где проходит женщина с внуком, который еще не ходит и не говорит, но бабушка поворачивает его лицом к холму напротив и делится воспоминаниями. «Когда бабушка была студенткой, мы поднимались на эту гору, на самую вершину…»
Я не местный житель и могу рассказать о стадионе Гориса только это, а вот о стадионе в Степанакерте житель Гориса может рассказать все подробнее, и это обязательно должен прочитать каждый степанакертец. Карен Мирзоян пишет не только о футбольном стадионе, но и замечательно описывает быт и нравы того времени.
До того, как Алиев начал там гонять мяч, стадион имени Степана Шаумяна в Степанакерте был тихим спокойным местом. Вечерние прогулки, езда на велосипеде, йога и пробежки по влажным утрам, переселенец из Гадрута сажает розы, позже приезжает Заур тренировать детей- давай, еще один круг, быстро…
Благотворитель из Германии прислал спортивную форму и футбольные бутсы, и я повез их раздать командам. Дети «жадно» хватали подарки, пробовали, обменивались друг с другом, кому-то обувь была мала, кому-то велика…
Азербайджанцы в социальных сетях подшучивали по этому поводу и молодых людей, сидящих в кафе. Вы говорите, что еды нет, а дети вполне в себе в хорошей форме, не похоже, что у них не хватает калорий.
Стадион Степанакерта был скорее местом для встреч и школьных драк. Мой друг рассказал мне о случае, когда охранник увидел пару на пустом стадионе вечером и приказал парню взять свою «балалайку» (девушку) и уйти, потому что ворота уже закрывались. Это не оскорбительный, а юмористический случай, говорящий о том, что у стадиона был смотритель и хозяин.
Многие помнят веерные отключения электроэнергии в дни блокады. Как-то я шел по темному городу и заметил, что со стадиона исходит свет, похожий на лесной пожар, который можно было увидеть издалека. Я направился туда, и оказалось, что прожекторы стадиона включили на последние запасы сарсангской воды, чтобы российские миротворцы могли поиграть в футбол (со Службой национальной безопасности Арцаха). Думаю, выиграли русские, а то, что кресла на стадионе теперь имеют новый цвет и название, уже известно многим.
Марут Ванян