«Говорит Степанакерт»: звуки радио глубоко в воспоминаниях

  • 15:26 07.05.2025

«Для меня эта загадочная прямоугольная коробка, висящая на стене, была очарованием звука, которое передавалось арцахскими радиостанциями еще с далеких 1980-х годах фразой «Говорит Степанакерт». Это была художественная книга, которую я читала с вокальными интонациями в уме, определенно стараясь подражать звукам из этой коробки, представляя, как каждое слово будет звучать в пасмурном и дождливом, солнечном и снежном эфире…»

Так вспоминает радио в своей жизни Вардуи Багдасарян, известная журналистка Общественного радио Арцаха, женщина, для которой эта волшебная шкатулка стала не только началом профессионального пути, но и духовной миссией.

Благодаря многолетнему опыту ее голос стал символом доверия, осознанности и эмоциональной связи для тысяч слушателей. Отношения Вардуи с радио глубоко личные.

«Говоря о радио, мы говорим о детстве. В обоих случаях я испытываю одинаковые родственные чувства», — отмечает она.

Арцахское общественное радио начало свою деятельность еще в 1920-х годах. Первое упоминание о радио в официальных ведомостях НКАО относится к 1927 году, однако имеются сведения и о более раннем функционировании радио.

«Радио выстроило мои мечты, и вот уже 32 года я имею честь носить звание радиожурналиста Вардуи Багдасарян», — говорит журналистка.

В советские годы главной миссией радиостанции было сделать армянский язык слышимым в Арцахе.

«Посетив около 250 населенных пунктов Арцаха и готовя программы, я в каждом месте обретала друзей и знакомых. Радио стало для меня не только профессиональной площадкой, но и способом не покидать свою страну, любить ее еще больше и посвящать ей себя. Арцахское общественное радио стало средством отклонения всех предложений и приглашений, полученных извне. И самой важной из множества программ, которые я вела, редактировала и основала, была духовная программа «Дардз», которая помогала нам познавать Бога, жизнь и жить как христиане, веруя и молясь в церквях и культурных центрах, построенных нашими предками».

У нового поколения тоже есть память, но немного другого цвета. Ани Абагян, одна из новичков Арцахского общественного радио, вспоминает: «Люди узнали меня как журналиста благодаря радио. Впервые я открыла двери радио в 2021 году, но я и представить себе не могла, что оно станет для меня местом работы. Благодаря радио я узнал свою страну. Я узнавала политиков, депутатов, до этого я едва знала президента», — шутит Ани.

Ани родом из Гадрута. Она хорошо помнит свою первую трансляцию и даже футболку, которую тогда носила.

«Я купила розовую рубашку, одну из немногих вещей, которые я привезла из Арцаха. Моей мечтой было когда-нибудь объявить по Общественному телевидению Арцаха, что мы освободили Гадрут. Теперь моя мечта — объявить в этой же футболке, что мы освободили весь Арцах».

Татев Хачатрян, последний директор Общественного радио Арцаха, вспоминает, как она впервые почувствовала важность радио: «В октябре 2020 года, во время войны, я выходила в эфир с осознанием того, что защитники нашей страны в крайне редкие минуты отдыха слушают нас, чтобы получить информацию. И наши непоколебимые соотечественники, укрывшись в подвалах, тоже слушают нас, чтобы понять, что на самом деле происходит».

После 2023 года Общественное радио Арцаха прекратило свою деятельность. Когда речь идет о возрождении, мнения расходятся, чувства многогранны.

«Арцахское общественное радио может и имеет право работать только в Арцахе. Если в Арцахе, то да. Я могу себе представить Общественное радио Арцаха и фразу «говорит Степанакерт» только в Арцахе. Возрождать его за пределами Арцаха для меня — заблуждение, в лучшем случае временная и устаревшая реальность», — убеждена Вардуи Багдасарян.

Сегодня, 7 мая, когда отмечается День радио, безмолвный эфир Арцаха по-прежнему отзывается эхом в сердцах.

Радио давно перестало быть просто источником информации. Это стало памятью, связью, преемственностью веры и патриотизма. И если «говорит Степанакерт» когда-нибудь снова прозвучит, пусть оно прозвучит из самого Арцаха, теми же голосами и теми же мечтами.

Мариам Саргсян