Геноцид в Нагорном Карабахе создал опасный для всего мира прецедент
5 мая 1994 года в Бишкеке (столица Киргизии, ранее город Фрунзе) был выработан и согласован так называемый Бишкекский протокол, подписанный представителями всех трёх сторон азербайджано-карабахского конфликта: Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией. Бишкекский протокол стал основой для заключения соглашения о повсеместном и бессрочном прекращении огня в зоне конфликта, договорённость о чём 9–11 мая была документально оформлена российским посредником послом Владимиром Казимировым со всеми сторонами конфликта.
Документ был подписан главами оборонных ведомств Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Соглашение о бессрочном прекращении огня вступило в силу 12 мая 1994 года.
Факты установления прямых контактов и проведения переговоров между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, подписания тремя сторонами конфликта Московского протокола 18 февраля, Бишкекского протокола 5 мая и Соглашения о прекращении огня от 12 мая 1994 года не могли не отразиться и на формате переговоров на международном уровне. 6 декабря 1994 года в ходе Будапештской встречи глав государств-членов СБСЕ был принят документ под названием «Активизация действий СБСЕ в отношении конфликта в Нагорном Карабахе».
В нём однозначно признавалось, что конфликтующими сторонами являются стороны, подписавшие 12 мая 1994 г. договорённость о прекращении огня, — то есть Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах. Между тем ещё одним документом, подписанным всеми тремя сторонами конфликта, — то есть, Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом, — стали обязательства сторон по укреплению режима прекращения огня, подписанные военными руководителями трёх сторон конфликта 6 февраля 1995 года при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ — России и Швеции. А в сделанном в Праге 31 марта 1995 года заявлении, действующий Председатель ОБСЕ подтвердил «ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т. е. об участии двух вовлечённых в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всём процессе переговоров, включая Минскую конференцию»
Соглашение о прекращении огня от 12 мая 1994 г. в целом, за исключением отдельных инцидентов на линии соприкосновения сторон, соблюдалось вплоть до апреля 2016 года, когда Баку откровенно торпедировал его и начал наступление на позиции армянской стороны в НКР.
После 4-дневной, или третьей карабахской войны, Баку пытался отозвать свою подпись под соглашением от 12.04.1994 г., но под давлением международных посредников вынужден был вернуться за стол переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху.
Нагорно-Карабахская Республика образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Арцахе 10 декабря 1991 г., в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР. В НКР прошли три референдума: о независимости 1991 г. и конституционные референдумы 2006 г. и 2017 г., которые подтвердили независимость Арцаха. Проведение референдумов в Республике Арцах (НКР) имеет необратимые международно-правовые последствия. Право народа Арцаха на самоопределение, воля нации, выраженная на трёх референдумах, должна быть уважаема и не подлежит обсуждению.
11 марта 1999 г. в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху, в которой отмечалось, что «в сентябре 1991 года НКАО декларировала свою независимость после развала СССР и аналогичных деклараций бывших Союзных Республик». (21 июня 1999 года. Официальный журнал Европейских Сообществ, C175/251. http://www.mfa.am/u_files/file/nk-rus_2014.pdf). Тем самым была признана международно-правовая обоснованность провозглашения нагорно-карабахской независимости, аналогичная другим союзным республикам. У Республики Арцах есть все достаточные основания для членства в ООН.
Президент России В.Путин, объясняя решение по Крыму 9 марта 2015 г. констатировал: «Мы результаты референдума знаем. И мы поступили так, как обязаны были поступить». (Фильм «Крым.Возвращение на Родину». https://smotrim.ru/brand/59195).
Однако двойной стандарт Кремля в отношении Крыма, Абхазии и Юго-Осетии с одной, и Нагорного Карабаха (Арцаха) с другой стороны, уже тогда был давно очевиден.
27 сентября 2020 года при непосредственной военной поддержке Турции и её наймитов из ближневосточных террористических организаций алиевский режим открыто сорвал соглашение от 12.05.1994 года и напал на Республику Арцах и границы Армении.
Террористический Тройственный союз Турция-Азербайджан-«Аль-Каида» и «Исламское государство» (организации запрещены в России) создал страшный и опасный для всего мира прецедент того, что путем терроризма, агрессии, геноцида, военных преступлений, отрицания Устава ООН и международного права, растаптывания международных договоров можно добиться своих преступных террористических целей и не быть незамедлительно осужденным и привлеченным к ответственности.
Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху не осудила нарушение Азербайджаном соглашения о бессрочном прекращения огня от 12 мая 1994 года и открытое вмешательство Анкары и её наёмников в конфликт. Хотя была обязана это сделать, равно, — как и обязаны были это сделать другие страны сопредседатели.
Посол Владимир Казимиров, спецпредставитель Президента России по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорном Карабаху в 1992-96 гг., заслуженный работник дипломатической службы РФ, наиболее авторитетный российский эксперт по Карабаху писал в своей статье «Никто из сторон конфликта или посредников не поднял вопрос – кто сорвал перемирие в Нагорном Карабахе» в «Независимой газете» от 26 ноября 2020 года.
«Странно, что никто из сторон конфликта или посредников так и не поднял важнейший вопрос – кто сорвал перемирие 12 мая 1994 г.? Ведь оно не имело срока действия, было бессрочным (по умолчанию), как многие международные документы. Стать нам безразличными к его срыву недопустимо, и не только потому, что его достигла Россия. Сорван важный международный договор, из-за чего убиты тысячи людей, вдвое больше раненых, десятки тысяч бежали, несметны разрушения. Баку скрывает свои потери, чтоб не омрачать успехи… Нет сомнений в том, что вторую войну, реванш развязал Азербайджан. Внезапно реванши и не возникают – требуется своевременная и повсеместная подготовка».
Через несколько дней после выхода в свет статьи Владимира Казимирова, Франция в лице своих Национального Собрания и Сената признает Азербайджан агрессором, признает прямое вмешательство в войну Турции, осудит их, и обратится к правительству страны с предложением признать независимость Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах). Сенат, в частности:
(13) «Осуждает военную агрессию Азербайджана, осуществляемую при поддержке властей Турции и иностранных наемников, и призывает вооруженные силы Азербайджана и их сторонников немедленно выйти с территории, оккупированной в 2020 году, в результате боевых действий в регионе Нагорного Карабаха».
(19) «Призывает правительство признать Нагорно-Карабахскую Республику и сделать это признание инструментом переговоров для достижения прочного мира».
То есть, по факту осудила агрессию тройственного альянса Баку-Анкары-международных террористов против Нагорно-Карабахской Республики лишь одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ — Франция, хотя и сделала это с опозданием. Но здесь надо учитывать провал резолюции в СБ ООН в ходе войны. Уместно вспомнить и известную поговорку «лучше поздно, чем никогда», тем более, что в случае с Францией было даже не «поздно», а «с вынужденным опозданием».
Во многих странах мира (Франция, Бельгия, Нидерланды, Британия, Швейцария, Уругвай, Италия, Австралия, Люксембург, Испании, Чили, Организация американских государств, Европейский парламент и др.) приняты официальные документы, в которых четко и недвусмысленно осуждалась агрессия Азербайджана и Турции против Республики Арцах.Ви некоторых из них призывалось к признанию Республики Арцах, выводу азербайджанских войск и турецких наемников-террористов из оккупированных районов Арцаха, указывалось на необходимость возврата к территориальному статус-кво на 26 сентября 2020 г. и соблюдению бессрочного Соглашения о полном прекращение огня и военных действий от 12 мая 1994 года. Ряд документов требовал расследовать военные преступления Азербайджана для суда и наказания виновных, а позже — незамедлительного прекращения азербайджанской блокады Республики Арцах.
Однако все эти документы не были подкреплены механизмом санкций против бакинского режима и политикой принуждения этого режима к миру.
Политика же армянского руководства заключалась в том, чтобы сохранять статус-кво, полагаясь в его обеспечении на Россию, не спасла Нагорный Карабах и Армению от войны 2020 года и её последствий.
«Начиная с 2022 года, российское правительство и российские миротворцы всё чаще подвергались критике со стороны Армении, указывавшей на невыполнение миротворческого мандата, и постепенно утратили доверие властей и населения Нагорного Карабаха. Правительство, политики, гражданское общество Армении и, что самое главное, беженцы из Нагорного Карабаха критиковали российских миротворцев как за бездействие, так и за безрезультатные действия по предотвращению нарушения условий прекращения огня, роста территориальных потерь и человеческих жертв с армянской стороны, за блокаду Лачинского коридора Азербайджаном.
В ответ на критику российское правительство отказалось признать провал своей миротворческой миссии и переложило на правительство Армении ответственность за признание Нагорного Карабаха частью Азербайджана в мае 2023 года, на завершающей стадии кризиса. И это притом, что российский президент Путин ещё в 2020 году, через две недели после заключения соглашения о прекращении огня, публично назвал Нагорный Карабах неотъемлемой частью Азербайджана» (http://russia-artsakh.ru/index.php/node/17397).
На протяжении 9 месяцев, начиная с 12 декабря 2022 года, Азербайджаном осуществлялась блокада Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) в Лачинском коридоре близ города Шуши; в нарушение трёхстороннего Заявления от 9 ноября 2020 года. Была полностью перекрыта подача газа и электроэнергии из Армении. Вследствие блокады экономика НК была парализована, нарушен товарообмен с внешним миром; многие тысячи граждан НК лишились источников существования, возник дефицит продуктов, лекарств и товаров первой необходимости.
С 23 апреля 2023 г. в начале Лачинского коридора, на мосту через реку Акари, разделяющей Республики Армению и Нагорный Карабах, был установлен азербайджанский КПП, также в нарушение трёхстороннего Заявления от 9.11.2020 г. Стал невозможен провоз гуманитарных грузов, начались случаи похищения граждан Нагорного Карабаха на данном незаконном КПП. С 15 июля 2023 г. был полностью перекрыт доступ в НК каких-либо грузов посредством транспорта РМК и МККА.
Все эти античеловечные и незаконные действия Азербайджана не удостоились какой-либо оценки и осуждения со стороны МИД РФ. Вместо реальных оценок ситуации и обозначения авторов блокады со стороны МИД РФ раздавались безадресные призывы к открытию Лачинского коридора в соответствии с Заявлением от 9.11.20 г.
Режим прекращения огня вновь и повсеместно был нарушен в Нагорном Карабахе со стороны Азербайджана 19 сентября 2023 года, и Минобороны России официально зафиксировало это.
Задолго до агрессии 19 сентября командование РМК, а, следовательно, МО и МИД РФ располагали конкретными и официальными данными о предстоящем нападении азербайджанцев. Но никаких мер политико-дипломатического либо военного характера российской стороной предпринято не было.
Более того, никакого специального предупреждения российской стороне не было нужно, чтобы оценить ситуацию и рассчитать примерное время начало агрессии бакинского режима. РМК обладал достаточным разведывательным и информационным ресурсом, включая патрулирование региона беспилотниками, чтобы неделями и месяцами наблюдать и сообщать в Москву об очевидных приготовлениях азербайджанской стороны к агрессии против Нагорного Карабаха.
Никакой агрессии Азербайджана не было бы вообще, если бы Кремль упреждающе и прямо заявил о неприемлемости подобной агрессии и этнических чисток в Нагорном Карабахе со стороны бакинского режима.
Однако повторим: никаких контрмер — ни политико-дипломатического, ни военного характера — со стороны Кремля так и не было предпринято.
В результате агрессии бакинского режима и последующей этнической чистки армянского населения Арцаха погибли около пятисот человек, включая убитых в сёлах азербайджанцами мирных жителей (среди которых были и дети), а также погибших при взрыве хранилища топлива близ Степанакерта, причины которого до сих пор так и не расследованы. Между тем, только в результате взрыва на армейском топливном складе погибли 218 и получили ранения 120 человек (https://news.am/rus/news/799000.html).
Был причинён огромный ущерб инфраструктуре и гражданским объектам Нагорного Карабаха, были разрушены и обстреляны жилые дома и иные объекты. Азербайджанцами были сознательно разрушены линии электропередач, чтобы обесточить города и сёла Нагорно-Карабахской Республики, создав тем самым невыносимые условия для мирного населения.
Руководство РФ и МИД РФ не осудили эту варварскую агрессию Азербайджана и окончательное попрание трёхстороннего Заявления от 9 ноября 2020 года. Пресс-секретарь президента РФ Д. Песков завил, что Азербайджан действует в рамках законов на своей территории. Какой закон позволял бомбить, убивать мирных жителей и проводить этнические чистки в зоне миротворческой операции РФ?
МО РФ и подчинённый ему РМК не предотвратили и не остановили ни нападение бакинского режима на Нагорно-Карабахскую Республику, ни этнической чистки армян Арцаха. То есть тех самых «массовой гибели гражданского населения Нагорного Карабаха и причинения существенного ущерба гражданским объектам», в целях предотвращения которых в Нагорный Карабах и был введён РМК, и о чём говорилось в обращении президента В. Путина к Совету Федерации в ноябре 2020 года.
Неизменно и закономерно возникает вопрос, понимает ли международное сообщество, что оно безответственно натворило своим противоправным затягиванием признания Республики Арцах, политикой умиротворения турецко-азербайджанских террористов и немыслимой безнаказанностью агрессии Азербайджана, какой грех оно совершило, сколько людей погибло, какие страшные последствия это уже имеет для человечества?
Судя по последующим событиям в Нагорном Карабахе, секторе Газа, Сирии, Закавказье, Украине, Кашмире, такого понимания у международного сообщества, увы, пока нет.
Александр АНДРЕАСЯН