После вчерашнего разговора Путина и Трампа мнения аналитиков распределились по 180-градусному диапазону: от откровенного издевательства над способностью Трампа влиять на Путина и до прогнозов о заключении мирного договора уже в июне.
Но лучшей оценкой стали слова президента Украины Владимира Зеленского, который вновь исключил возможность вывода украинских войск из подконтрольных Киеву районов четырех областей, частично оккупированных Россией.
«Никто не будет выводить наши войска с наших территорий», — цитирует AFP его ответ на вопрос о якобы звучавших требованиях к Киеву полностью отказаться от Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей для прекращения огня.
Россия в Констанинополе выдвинула Украине условие — покинуть территории, которые Россия не смогла завоевать силой. Украина на это не согласна. Означает ли это, что Киев согласен с потерей уже захваченных Россией территорий? Если Москва отзовет свой ультиматум, то «мир», в принципе, возможен — без Крыма, Донбасса, Запорожья и Херсонской области по Днепру.
Параллельно Израиль заявил о намерении полностью занять Газу и не допустить создания Палестины, которая, кстати, была создана решением ООН. Израиль не исключает и раздел Сирии, уже с Турцией, а не Ираном.
Таким образом, постепенно начинает складываться новая карта мира, где границы будут меняться в зависимости от того, кто сильнее. Китай сильнее России, и российские границы тоже могут быть подвергнуты ревизии. Но пока Трамп принял Путина в клуб тех, кто будет чертить новую карту мира.
Сегодня в Ереван прибывает министр ИД России Сергей Лавров. Москва рассчитывает, что ее новые южные «рубежи» будут проходить по нынешним границам Армении с Турцией и Ираном. Для этого Москве нужно контролировать юг Армении, чтобы не допустить усиления Ирана и его связи с Европой через Армению. Это значит, что визит Лаврова может предварять собой потерю суверенитета Армении на юге и на севере. Это может быть как через «мирное соглашение», так и очередной акт агрессии, после которого русские придут «спасать» армян в Сюник и Ширак. Вопросы о вероятном выводе 102-й базы не просто так «актуализировались».
В преддверии визита Лаврова Никол Пашинян заявил, что его правительство не хочет портить отношения с Россией. В свою очередь, Роберт Кочарян проявил очередную активность, заявив, что у него есть опыт управления в кризисных ситуациях. Немногочисленная группа людей заявила о намерении провести акцию протеста у МИД РА в связи с приездом Лаврова, а в Ереване появился постер с портретом Путина и надписью «убийца». Но в целом в Армении говорят о вероятности повторения арцахского сценария в Армении почти откровенно.
Если есть принципиальное согласие Путин-Трамп о разделе границ, то вопрос десуверенизации Армении и продления Карсского договора переходит в плоскость практических решений, для чего и приезжает Лавров. Он просто так не приедет — значит, Армения выполнила домашнее задание.