Администрация президента США Дональда Трампа представила Еревану и Баку предложение о строительстве дороги, соединяющей Азербайджан с Нахичеванью через территорию Армении, сообщила аналитик Фонда Карнеги Олеся Варданян со ссылкой на двух иностранных дипломатов.
«Главным нерешенным вопросом на Южном Кавказе остается судьба транспортных коммуникаций, которые, по идее, должны соединить Азию с Европой. Помимо Грузии, часть этих маршрутов могла бы пройти и через территорию Армении, связав Турцию с Азербайджаном и далее — с Центральной Азией, к которой у Анкары особый интерес.
Для Армении участие в этом проекте крайне важно. Ее границы с Турцией и Азербайджаном остаются закрытыми с начала первой карабахской войны в 1990-х годах. Это фактически оставило страну на обочине всех крупных транспортных и энергетических проектов региона.
После поражения во второй карабахской войне в 2020 году, а затем и полного исчезновения армянского анклава с политической карты Ереван стремится хотя бы частично выйти из изоляции — прежде всего с помощью открытия границ. Уже несколько лет он продвигает инициативу «Перекресток мира», предлагая восстановить и использовать все транспортные маршруты, которые исторически проходили через территорию Армении.
Баку в целом не возражает. Но настаивает, что начинать следует с открытия южной дороги, которая соединит Азербайджан с Нахичеванью — его анклавом, расположенным к югу от Армении. Этот проект с подачи Баку был включен в трехстороннее заявление о прекращении второй карабахской войны. Упомянутый документ, подписанный при посредничестве Москвы, предполагал участие России в будущем управлении маршрутом. Но сегодня Ереван возражает против такой схемы, настаивая, что будет сам контролировать все аспекты — от таможенных сборов и паспортного контроля до вопросов безопасности.
Баку отвечает, что не готов инвестировать в транспортный проект, судьба которого может оказаться под вопросом, например, при смене власти в Армении. Поэтому Азербайджан требует привлечь внешнего гаранта, чтобы тот отвечал за стабильную работу маршрута. Эту позицию, судя по всему, разделяет и Турция, хотя Ереван все же надеется убедить Анкару признать право Армении на полный контроль над маршрутом.
За годы переговоров ближе всего к компромиссу стороны подошли благодаря усилиям европейских посредников. Несколько лет назад Евросоюз предложил вариант, основанный на прецеденте, созданном Россией и Грузией после войны 2008 года: передать управление транспортными маршрутами независимой иностранной компании. Тогда речь шла о грузоперевозках через Абхазию и Южную Осетию, где контроль должен был осуществлять швейцарский оператор, обязанный регулярно делиться данными со всеми заинтересованными сторонами.
Несмотря на существенные отличия в ситуации, этот механизм предложили и Армении с Азербайджаном. Но до прогресса в обсуждениях так и не дошло. Попытки ЕС были сорваны: сначала — из-за нового витка напряженности вдоль армяно-азербайджанской границы, затем — в результате эскалации в Нагорном Карабахе 2023 года.
Сегодня оживить переговоры могли бы США. Администрация Дональда Трампа, взявшая курс на урегулирование конфликтов по всему миру, уже выдвинула Армении и Азербайджану собственный план, сообщили два иностранных дипломата. В общих чертах он повторяет предложения ЕС, но строится на американской логике: гарантировать устойчивость соглашения за счет прямого участия американского бизнеса — как это уже происходило, например, в сделке по редким металлам в Украине.
Тем не менее, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, Вашингтону потребуется приложить немало усилий. Тут возможны два варианта. Первый — это убедить Азербайджан отказаться от требований по армянской конституции, чтобы подписать мирное соглашение. Этого можно добиться, например, пригласив Алиева в Белый дом.
Второй, более реалистичный вариант — надавить на Ереван, чтобы тот согласился на американскую модель, отказавшись от требования полного контроля над армянским участком маршрута. Скорее всего, это также будет означать, что Армении придется отказаться от надежд на скорое подписание мирного соглашения, а значит, и на открытие всех границ и окончание многолетней изоляции.
Хотя обсуждение все еще находится на ранней стадии и детали могут меняться, один из представителей США выразил уверенность в успехе. «Возможно, президент Трамп даже получит за это Нобелевскую премию», — поделился он со мной, судя по тону, вполне серьезно».