Боль и творчество Анджелины: в аду 25 сентября я начала помогать обожженным людям

  • 22:29 06.07.2025

Ангелина Мангасарян родом из Степанакерта, где родилась и выросла. После депортации их семья из 5 человек обосновалась в Ереване. Ангелина поступила на работу в медицинский центр «Эребуни» в Ереване, в то же время она занимается рукоделием, превратив любимое хобби в источник дохода.

У Ангелины есть цель

-Я окончила среднюю школу № 11 Степанакерта, затем продолжила обучение в Государственном медицинском колледже имени Тамары Камалян, где проучилась 4 года. Через год я начала работать в том же колледже лаборантом. Параллельно с учебой и работой я занималась рукоделием, которое стало частью моей жизни. Я могла воссоздать все, что приходило в голову. Вклад моих родителей тоже велик: отец художник, а у мамы нет недостатка в интересных идеях. 

Я организовала свою работу в Арцахе таким образом, что работать и в декоративном магазине, где продавала и свои изделия ручной работы. Больше всего я люблю работать крючком: вяжу игрушки, сказочных персонажей и детские аксессуары. Получаю огромное удовольствие от работы и создания красоты. Я также собираю декор на дни рождения, крестины и другие радостные события, принимаю заказы.

Я люблю медицину так же, как рукоделие, и счастлива, что приношу радость людям.

В Ереване я также совмещаю свои две работы. Благодаря неравнодушным людям я открыла страницу в соцсетях, создала бренд Angel’s Made и работаю в интернете. Начинать бизнес в новой среде сложно. Однако, когда вокруг тебя добрые и неравнодушные люди, легче достичь желаемого результата.

Я хочу еще больше совершенствоваться и расширить свой бизнес.

Ангелина рассказывает об аде, через который прошла ее семья

-После 19 сентября наша семья тоже стала готовиться к неминуемому отъезду. Хотя мы не хотели мириться с реальностью, но другого выбора не было. В те дни в Степанакерте царил настоящий хаос, и пока люди были в панике, в жизни армян Арцаха наступил страшный день. Это было 25 сентября, день рокового взрыва. На месте взрыва был и мой брат Виктор. Он отправился с другом, чтобы найти для него топливо.

Виктор чудом спасся, большинство находившихся рядом с ним людей не выжили. Мой брат пешком добрался до Республиканской больницы, позвонил нам и рассказал о случившемся. Мы сразу же отправились в больницу, и то, что мы увидели, можно было увидеть только в самых страшных фильмах. Все выглядели одинаково: обожженные и кричащие от боли. Люди просто не выдерживали: части их тел плавились на глазах. Я, с детства боявшаяся подобных сцен (хотя я видела такое только в кино), на удивление совладела с собой. Не знаю, какие силы дал мне Бог в тот момент, но я начала помогать обгоревшим. Оставив брата с родственниками, я начала оказывать людям первую помощь.

Многие были одни, их родные еще не успели приехать. Я помогала, как могла: давала им воды, делала уколы, обрызгивала людей водой. Я всю ночь провела в больнице, где каждая минута была смертельной. Люди умирали на моих глазах.

На следующий день тяжелобольных перевезли в больницы Еревана. Моего брата тоже перевезли на вертолете. Мы отправились в Армению. Мой брат лечился в Национальном ожоговом центре около полутора месяцев. Он был неузнаваем. Около трех недель его тело было полностью опухшим и почерневшим. Врачи делали все возможное и невозможное, и, слава богу, брат выжил. Потом он долго лечился и посещал реабилитационный центр. На его теле остались шрамы, а левая рука до сих пор слабая.

Это был действительно ад. В момент взрыва волна сбросила брата в яму, из которой он выбрался с большим трудом.

Это было самое тяжелое испытание для Мангасарянов: они наравне с сыном боролись за его выживание

-Когда брата выписали из больницы, мы начали искать работу. К тому времени мы уже сняли квартиру. Я первая  нашла работу — в ереванском медицинском центре «Эребуни» дежурной медсестрой. Меня приняли радушно, и после прохождения стажировки меня приняли. Через несколько месяцев брат тоже решил начать работать, не в силах больше сидеть дома. Хотя было трудно, но он пошел работать по специальности — мотористом. Отец тоже был известным в Степанакерте мастером, но из-за проблем со здоровьем не работает. Недавно моя сестра Элина устроилась в детский сад. Чтобы жить, нам нужно работать.

Как и все арцахцы, мы пережили страшные дни и пытаемся встать на ноги. Нам здесь очень помогли, как материально, так и духовно. Есть люди, которые помогают мне в этот момент сбывать продукцию. Это самая большая поддержка.

В больнице я познакомилась с новыми людьми и видела только хорошее. Здесь нет различий арцахцы-айастанцы. Это заботливый коллектив, многие из которых участвовали в Арцахских войнах и хорошо понимают нашу боль.

Ангелине больно от того, что их большая семья оказалась разбросанной по разным населенным пунктам и лишена возможности быть рядом, общаться напрямую. Однако она не теряет надежды, что когда-нибудь все соберутся вместе в Арцахе, и добрая традиция встреч за большим столом продолжится.

Карине БАХШИЯН