Карен Мирзоян родился 24 июля 1975 года в Степанакерте. С раннего детства в его жизни начались жестокие испытания. В три года ему был поставлен тяжелый диагноз «Полиомиелит». Это вирус, который поражает нервную систему и со временем приводит к полному параличу.
Врачи утвеждали, что его состояние день за днем будет ухудшаться, однако Карен не впадал в уныние и с достоинством преодолевал все трудности. Вплоть до 14 лет, вопреки всему, Карен проявлял активность — посещал школу, играл с друзьями. Эти светлые моменты детства ему особенно запомнились.
Но его состояние ухудшалось день ото дня. После окончания шестого класса он был не в состоянии посещать школу и вынужден был перейдти на домашнее обучение. Движения ограничивались, и те элементарные действия, которые он совершал недавно, ему давались с большим трудом.
Но он упорно не сдавался. В 2006 году он впервые посетил Степанакертский реабилитационный центр, который изменил его жизнь. Реабилитация дала положительные результаты как в плане здоровья, так и в моральном плане. Сотрудники и пациенты Реабилитационного центра стали частью его семьи.
Помимо лечения, в центре он проводил активный досуг. Не раз учавствовал в соревнованиях бочче, как в Арцахе, так и в Армении и занимал призовые места в командных и в индивидуальных играх.
Его жизнь, как и многих других, кардинально изменилась с началом 44-дневной войны.
«В сентябре 2020-го, когда началась война, мы с семьей жили в Айгестане. Неподалеку от деревни находились склады с боеприпасами, и когда противник точечными ударами уничтожал их, от мощных взрывов у нас дрожали окна. Было много погибших, в том числе из нашей деревни. Мы прятались на первом этаже дома, хотя и там было небезопасно.
4 октября нам пришлось уехать в Ереван. 44 дня мы искренне верили и надеялись на победу. Несмотря на то, что все закончилось не так, как мы ожидали, после 9 ноября мы все возвратились домой, надеясь на защиту российских миротворцев. Мы думали, что на Арцахской земле наконец наступит долгожданный мир.
Но нас в очередной раз обманули, и вместо долгожданного мира наступила блокада, которая длилась 9 месяцев. Не было еды, медикаментов и других необходимых предметов для существования. Мое состояние еще более усугубилось, так как у меня еще и сопутствующее заболевание — бронхиальная астма. Без необходимых лекарств у меня проблемы с дыханием.
Несмотря на все эти трудности, мы старались быть оптимистами. Но 19 сентября все наши надежды рухнули в один миг. И снова война, которая на сей раз завершилась депортацией. Эти 2 страшных дня я запомню на всю жизнь. Из дома мы смогли взять только одежду и в панике вместе со всеми жителями села поехали в аэропорт. Там мы пробыли два дня, и мне пришлось спать на сыром полу. Есть было нечего, и мы пили только воду.
27 сентября в 9 часов вечера мы выехали из Степанакерта. До Гориса мы ехали 12 часов. В автобусе было очень много людей, все в слезах и в отчаянии. Из Гориса мы поехали в Абовян, там нам предоставили квартиру наши родственники. Некоторое время мы пожили там, затем перехали в Масис, где снимаем квартиру за 160 тысяч драмов. После депортации я долгое время лежал в больнице из-за обострения бронхиальной астмы.
Живу с братом и престарелыми родительям, в семье работает только брат. Размер пенсии также значительно уменьшился по сравнению с тем, что я получал в Арцахе.
Недавно подали документы для получения гражданства, чтобы принять участие в программе по обеспечению жильем. Так как у нас небольшая семья, следовательно, компенсация не будет соответствовать реальным ценам. За эту сумму даже в марзах невозможно найти квартиру, не говоря уже в самом Ереване.
Тем временем мне нужна реабилитация. Большинство реабилитационных центров находятся в столице, а добираться до них из отдаленных регионов будет сложно, и потребуются большие затраты. Кроме того, в регионах довольно сложно найти работу, которая бы позволила нормально содержать семью. Дополнительно брать кредит в нынешних условиях также довольно сложно, поэтому мы, как и многие арцахцы, очень надеемся и ждем изменений в жилищной программе, чтобы каждый смог преобрести жилье там, где ему будет удобно жить», рассказал Карен в беседе со Step1.am.
Арсен Агаджанян