14 июля, в Вашингтоне состоялась встреча американского президента Дональда Трампа и генерального секретаря НАТО Марка Рютте. На итоговой пресс-конференции был сделан ряд заявлений о российско-украинской войне, тональность которых отражает политическую конъюнктуру, в которой сейчас принимаются международные решения. Отсутствие в заявлениях ссылок на международное право, апелляция исключительно к силовым решениям и сделкам указывает на то, что существовавший веками политический рынок, который в последние 100 лет прикрывался либерально-демократическим фиговым листком, вновь открылся во всей своей наготе. Вопрос в том, кто купец, кто — товар и кто назначает «красную цену».
Приведем лишь несколько цитат из Трампа:
«Мы заключили сегодня сделку с НАТО, когда мы будем отправлять им оружие, а они будут платить за него. НАТО сможет купить у США военной помощи на миллиарды долларов, все это будет быстро доставлено на поле боя. Мы хотим обеспечить, чтобы Украина сделала, что должна. Но может быть Украина почувствует себя настолько воодушевленной, что перестанет хотеть сделку».
«Если Россия не согласится на сделку, то спустя 50 дней США введут вторичные пошлины в размере 100% на ее торговых партнеров (фактически дал время до 1 сентября)».
«У Европы очень высокий боевой дух к продолжению (поддержки Украины — ред.). Когда я впервые вовлекся в это, я не думал, что дух будет таким. Но он таков. И я сказал им в прошлом месяце: их дух поразителен. Они действительно думают, что это очень-очень важная вещь. Смотрите, теперь они платят за все. А мы больше не платим. Я говорил с Германией и другими странами, и они готовы идти очень далеко. Они не хотят, чтобы это продолжалось. Поэтому я думаю, что Путину стоило бы… Его экономике очень плохо. Ему нужно спасать свою экономику, спасать страну. И, знаете, у него прекрасная страна для торговли, если бы он тратил эти активы на что-то другое вместо войны».
«Мы много говорили с Путиным. Я кладу трубку, и такой: «Это был хороший разговор», а потом ракеты летят на Киев и другие города. И я такой: «Странно». И когда это происходит 3-4 раза, ты понимаешь, что эти разговоры ничего не значат. Я прихожу домой, говорю первой леди (Мелании Трамп — ред.): «Ты знаешь, я говорил с Владимиром сегодня, у нас был прекрасный разговор». Она говорит: «О, да? Они только что ударили еще по одному городу». Так что… я не хочу говорить, что он убийца, но он тяжелый парень. Это проверено временем. Он дурил многих людей, он дурил Клинтона, Буша, Обаму, Байдена, но он не обдурил меня. Знаете, в какой-то момент разговор не клеится, должны быть действия. Раза четыре он говорил: «Да, у нас может быть сделка, выглядит неплохо». А затем летят бомбы». Мы думали, и я думал, что у нас должна была быть сделка давным-давно. Но оно все тянулось, тянулось, тянулось. Каждую ночью люди умирают. Много людей. Много российских солдат умирает, кстати. И много украинских тоже».
Трамп вчера объявил, что они достигли еще одного «решения» — между Арменией и Азербайджаном. О деталях решения не сообщается, но по словам посла США в Турции, США решили «арендовать» на 100 лет Мегринскую дорогу, то есть армяно-иранскую границу. И хотя пресс-секретарь Пашиняна не согласилась со словом «аренда», рыночная лексика Трампа и Рютте говорит о том, что и по вопросу Сюника будет предложен вариант, не имеющий ничего общего с международным правом и строящийся на сделке.