В контексте активизации разговоров о вероятности открытия Мегринской дороги и передачи под контроль США на 100 лет армяно-иранской границы высвечивается список главных бенефициаров. Если открытие этой дороги не выгодно Армении, то что может заставить ее уступить? Еще один вопрос — почему бы США просто не надавить на Баку и не сказать, что или дорога должна быть под суверенитетом Армении, или она не откроется?
В логике «сделки», мастером которой является Трамп, очевидно, что дорогу, а вместе с ней и весь Сюник, «отдают» Баку и Анкаре в знак благодарности за правильную позицию во время израильско-иранской войны.
Израильтяне не только помогали Азербайджану в его жестокой войне в Нагорном Карабахе в 2020 году, но и Баку ответил взаимностью, позволив израильтянам направлять многие из своих беспилотных атак против иранских ракет и систем ПВО в начале 12-дневной войны между Израилем и Ираном. Об этом сообщает The National Interest.
«Если Азербайджан сможет полностью освоить коридор через Армению, он сможет построить трубопровод, соединяющий свои газовые месторождения с турецкими потребителями. Именно в таком контексте прошли переговоры Армении и Азербайджана в Абу-Даби. Эти переговоры стали не попыткой урегулировать давний религиозный спор, а скорее представляют собой масштабную геополитическую игру за господство над территориями, расположенными в глубине Евразии и традиционно находящимися под юрисдикцией России, Ирана и Китая», — отмечает The National Interest.
Укрепление тройственного союза между Азербайджаном, Израилем и Турцией меняет баланс сил в Западной Азии и на Южном Кавказе. Об этом пишет The Cradle Türkiye.
«Эта ось, которая формировалась десятилетиями, но в целом действует за кулисами, стала мощным геостратегическим и геоэкономическим локомотивом, особенно в войнах в Сирии, продолжающемся геноциде в секторе Газа и участившихся провокациях США и Израиля против Ирана.
Для израильтян Азербайджан — стратегический передовой плацдарм на северной границе Ирана. Станции электронной разведки «Моссад», действующие с 1990-х годов, следят за Ираном с территории Азербайджана.
Хотя официально это не подтверждено, имеются сообщения о том, что Азербайджан способствовал недавним атакам США и Израиля на Иран, в том числе с использованием беспилотников и авиабаз.
Отношения между Баку и Анкарой также развиваются благодаря спорному так называемому Зангезурскому коридору. Ереван воспротивился этому, расценив это как нарушение своего суверенитета. Однако недавно просочившаяся информация свидетельствует о том, что премьер-министр Армении Никол Пашинян достиг предварительной договоренности во время своего необъявленного визита в Турцию в июне 2025 года.
Ось Азербайджан-Израиль-Турция, подпитываемая безудержными амбициями Баку, представляет собой многогранный вызов региональному влиянию Ирана. Однако Тегеран, похоже, пока не разработал последовательную стратегию противодействия. Иранцы продолжают относиться к Азербайджану благосклонно, о чем свидетельствует теплый визит президента Ирана Масуда Пезешкиана в Баку на прошлой неделе. Учитывая публичные предположения о том, что Азербайджан помогает Израилю в его атаках на Иран, «братский» подход Тегерана может быть истолкован в Баку как слабость и наивность», — пишет издание.
После недавнего исламского саммита в оккупированном Степанакерте мы писали, что Баку и Анкара могли предложить президенту Ирана определенные бонусы в обмен на отказ от армяно-иранской границы. Молчание официального Тегерана насчет американской инициативы «аренды» Зангезурского коридора» указывает на то, что Тегеран стал частью сделки.
Иранские политологи и посол Ирана в Армении все еще говорят о «красных линиях», но официально это не подтверждается.
«Азербайджанская республика мечтает стать «Катаром Кавказа» – небольшой, богатой страной с активной внешней политикой. В случае успеха он может подписать несколько новых нефтяных и военных контрактов. Но в случае неудачи ему придется расплачиваться за эту авантюру в Карабахе, Нахиджеване и даже на своей территории», — об этом написал иранский политолог Хасан Хиджази.