«Тем самым Армения подключается к программе, которая отделяет Армению от общих связей с Ираном, поскольку под Сюникской дорогой мы подразумеваем не только дорогу, соединяющую Азербайджан и Нахиджеван, но и часть плана «Врата Турана»», — заявил арцахский политолог Давид Карабекян в интервью Step1.am, комментируя возможность аутсорсинга Сюникской дороги.
Он отметил, что аутсорсинг подразумевает круглосуточный системный режим, и контроль со стороны РА будет носить исключительно формальный характер. «Складывается ситуация, когда Запад постепенно проникнет на Южный Кавказ через Турцию и Азербайджан, и связь с Ираном будет контролироваться Западом», — сказал он.
Никол Пашинян отметил, что в аутсорсинге Сюникской дороги заинтересованы как США, так и Европейский союз.
По мнению Давида Карабекяна, здесь проблема в центрах силы — США, ЕС и России. «Россия, кажется, пыталась выдвинуть Турцию на первый план, но спонсором всей этой программы был Евросоюз, не так ли? А ведь главными бенефициарами станут Евросоюз, Казахстан и американские компании. То бишь армянский «перекрёсток мира» остаётся, похоже, на бумаге, как второстепенная карта, которую Евросоюз может разыграть в будущем. Это напоминает идею строительства Багдадской железной дороги, которую Германия пыталась проложить до Первой мировой войны, чтобы расширить своё влияние на Ближнем Востоке. И мы знаем, что это стало поводом для начала Первой мировой войны, потому что англосаксонский мир не потерпел подобного в своей зоне влияния», — отметил он.
По словам Давида Карабекяна, Азербайджан и Турция также входят в число бенефициаров этой дороги. И Армения от этого ничего не выиграет.
Фактически Армения становится транзитным придатком. «Когда он сам говорит о делегировании, это указывает, что это один из шагов, который, во-первых, даёт Алиеву возможность зафиксировать свой успех, потому что внутренняя ситуация в Азербайджане ухудшается. Влияние диктаторов в мире ослабевает, и мы видим это повсюду, в том числе в Турции. Во-вторых, по сути, Армения выступает в роли миротворца, но с позиции концессионера. И Пашинян не может ответить на самый главный вопрос: ведь дорога должна была быть открыта параллельно Лачинскому коридору, которого сейчас нет, тогда почему вы постоянно идёте на уступки, и что Армения от этих уступок выигрывает?
Кроме того, он не говорит, как Армения будет участвовать в коммуникациях, в ккой мере сможет использовать коммуникации, как железнодорожные, так и энергетические. «Я слышал, что крупные акторы предлагали Армении определённую сумму денег через Азербайджан, но сейчас об этой сумме ничего не говорится. Где эти деньги, и почему о них ничего не говорят?» — добавил он.
Карабекян также заявил, что приход США в наш регион не может радовать ни Иран, ни Россию. С другой стороны, роль Азербайджана возрастает, эти пути пройдут через Азербайджан, он будет выступать в роли старшего партнёра. И возникает вопрос: насколько это выгодно Армении? Ведь уступки обычно делаются за счёт того, кто меньше может дать, кто слабее, кто находится в более уязвимом положении. В этой ситуации, по его словам, Россия, либо силой, либо собственной политикой провоцирования конфликтов, используя политику «разделяй и властвуй», попытается укрепить и восстановить своё влияние, поскольку, теряя Кавказ, она делает первый шаг к распаду России.
«У нашего региона есть особенность: во-первых, мир ещё не подписан, во-вторых, этот формат показывает, что Азербайджану дали карты в руки. Он будет постоянно настаивать на том, что всё ещё есть спорные вопросы, война ещё не окончена, окончательного мира нет. И, добиваясь уступок, он приведёт Азербайджан к войне. Он признается, что их целью не является нормализация отношений, а их главная задача — постепенно добиваться уступок, захватывать территории и захватить всю Армению, если не оккупировать, то хотя бы поставить распространить здесь свое влияние», — заявил Давид Карабекян.
По его словам, этот политический курс ведёт страну к краху: «Внешне у нас практически нет суверенитета, мы постепенно лишаемся системы безопасности и составляющих экономического суверенитета. Это, по сути, напрямую ведёт к потере государственности. И что ещё страшнее, весьма вероятным становится и военный конфликт, в котором мы вряд ли сможем добиться каких-либо успехов».
Роза Ованнисян