Тяжело каждый день слышать один и тот же вопрос детей — когда мы вернемся домой

  • 10:34 24.07.2025

Семья Сасуна и Кристины Айрапетян обосновалась в городе Мецамор. Кристина, мать четверых детей, возносит хвалу Богу за каждый рассвет. Она вспоминает каждый день, прожитый в Арцахе, дрожащим голосом рассказывая о трудностях, которые она пережила в последние месяцы.

Кристина ждала ребёнка в осаждённом Арцахе.

— Когда я узнала, что жду четвёртого ребёнка, была очень счастлива. Арцах уже был в блокаде, полностью отрезан от мира. Для каждого жителя Арцаха каждый Божий день был по-своему тяжёлым испытанием. Будучи армянкой-христианкой, я думала, что мой ребёнок, несмотря ни на что, должен родиться. Я понимала, что нас ждут большие трудности, но радостное чувство материнства уже жило во мне.

В последние месяцы в Арцахе ощущался дефицит всего: и продуктов, и предметов домашнего обихода. Мы старались выживать. Меня окружали добрые люди. Я никогда не забуду людей, которые были добры и заботливы ко мне. Я была в центре внимания на работе и дома. Люди делились всем, что у них было, говорили, что ждудщая ребёнка мать должна быть здорова, чтобы ребёнок родился здоровым. Когда я вспоминаю те дни, моё сердце наполняется теплом. Во время блокады, когда жизнь была напряжённой, каждый старался поделиться с другими тем, что у него было. Эти месяцы никогда не сотрутся из памяти.

Я никогда не забуду доброе отношение Ивана Арутюняна, начальника Аскеранского районного отдела нашей СНБ, к моей семье. Он часто присылал муку и сладости для моих детей. То же самое могу сказать и о Самвеле Бегларяне из Хнапата. Да благословит всех Бог.

Деяния Рубена Варданяна неоценимы: он регулярно помогал беременным женщинам продуктами питания и средствами гигиены, предоставлял электромобиль, чтобы мы могли ездить на медицинские обследования. Беременные женщины собирались в Аскеранском государственном медицинском центре, а оттуда отправлялись в Степанакерт на обследования. Каждый день я молю Бога дать нашим заключенным бакинских тюрем силы выдержать испытания, их скорейшего освобождения и возвращения.

19 сентября 2023 года Кристина была на работе

– Этот день был обычным для арцахцев. Мы с мужем были работу, старшие дети, Ани и Лёва, – в школе, а маленький Гарен – в детском саду. Около 11 часов стали говорить, что в направлении Гарава слышны выстрелы. Мы подумали, это очередная провокация противника, которая вот-вот завершится. Это было не в первый раз. Однако чуть позже ситуация накалилась.

Около часа дня начался обстрел сразу всех населённых пунктов Арцаха. В тот момент я растерялась и не чувствовала ног. Не в силах ничего сделать, я опустилась на колени и начала молиться, прося Бога сохранить моих детей.

Чуть позже муж забрал младшего из детского сада, привел ко мне, а сам пошел забрать старших из школы. Однако детей там не было. Они ушли из школы домой. По дороге прохожие отвели их в подвал одного из соседних зданий. Мой коллега Гарник, видя моё бедственное положение, ничего мне не сказав, побежал туда, нашёл моих детей и привёл ко мне.

Всё это время обстрел не прекращался ни на минуту. Казалось, шли годы. Через некоторое время, с помощью мэра Аскерана Айка Шамиряна, мы все отправились в подвал школы, а оттуда, с помощью российских миротворцев, добрались до аэропорта Степанакерта, где собрались тысячи людей из разных районов. Многие уже оплакивали смерть своих родных. Это было ужасное зрелище. Мы пробыли там 9 дней. Это были самые тяжёлые дни в нашей жизни, а потом случилось самое страшное.

27 сентября мы отправились в путь депортации вместе со всеми моими родственниками. Во время последних трёх войн, когда женщины и дети Арцаха были вынуждены эвакуироваться, сестра моего мужа, Марианна, всегда была рядом с моей семьёй. 27 сентября без её помощи было бы сложно организовать нашу безопасную депортацию из Арцаха. Мы перешли мост Акари, посмотрели врагу в глаза и покинули Родину с разбитым сердцем. Мы прибыли в Армению, и каждый из нас пошёл своим путём.

После депортации семья Айрапетян уехала в Российскую Федерацию, но через месяц вернулась в Армению

— Мы не могли остаться там больше месяца, чувствовали себя чужими и одинокими, хотя и уехали к родственникам, но это была не наша страна. Мы вернулись и поселились в Мецаморе. 23 декабря 2023 года родился мой четвёртый ребёнок, Эдгар, который вместе со мной прошёл войну и блокаду. В последние дни, проведённые в Арцахе, когда мы укрывались в палатках аэропорта, мы с Марианной решили, что я назову сына Эдгаром, в честь дяди, который был на боевых позициях.

Мы начали жить в новой обстановке, максимально адаптируясь к реальности. И здесь нас окружают добрые люди. Наши родственники тоже обосновались в Мецаморе, как в Арцахе: мы все живем недалеко друг от друга. Дети ходят в школу, детский сад, у них появились новые друзья. Вначале организовывались различные благотворительные мероприятия для детей Арцаха, в которых принимали участие и мои дети, за что я благодарна инициаторам.

Кристина не может смириться с мыслью о потере родины

— Только надежда и вера дают нам силы. Мысль о том, что мы вернёмся домой, поддерживает нас. Я верю, что будет коллективное возвращение, и мы заново отстроим нашу родину. Тяжело слышать от детей один и тот же вопрос каждый день: когда мы вернёмся домой? Каждый раз мне больно от этого вопроса, на который я не могу дать ответа. Конечно, тяжело быть вдали от своей земли, где ты родился, учился, создал семью, где мечтал и ставил цели, но нельзя сдаваться, нужно верить, что однажды в конце туннеля обязательно появится свет.

Не могу сказать, что мы здесь адаптировались, но мы пытаемся найти своё место. Мой муж работает, а я забочусь о детях. Мы получаем поддержку от государства, нам удаётся платить за квартиру и содержать детей. Я всегда думаю, что есть те, кому хуже, чем нам, и в глубине души хочу верить, что свет откроется и для армян Арцаха.

Во время разговора Кристина иногда замолкала, вздыхала и обнимала детей, словно желая защитить их от ужасного грохота, который всё ещё слышен в их ушах. А маленький Эдгар, не осознавая окружающего мира, бегал вокруг матери и лепетал какие-то слова, и эти слова были на арцахском диалекте.

Карине БАХШИЯН