Вопрос о Зангезурском коридоре — суверенное дело Армении и Азербайджана, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Мы желаем и Баку, и Еревану как можно скорее выйти на подписание договора», — сказал Песков журналистам. Он добавил, что Россия всячески поддерживает переговоры Армении и Азербайджана.
Российские чиновники намеренно используют понятие «коридор», хотя ни в заявлении 9 ноября, ни в позиции трехсторонней группы с участием России Мегринская дорога коридором не называется.
Песков, кстати, не напомнил о заявлении 9 ноября, в котором открытие «беспрепятственного» сообщения между Азербайджаном и Нахиджеваном было обусловлено целым рядом уступок Армении. Речь идет прежде всего о сдаче без единого выстрела трех районов — Акна, Кашатага и Карвачара. Кроме этого, открытие Мегринской дороги предполагалось под контролем российского ФСБ, хотя очевидно, что Россия просто передала бы потом контроль Турции, как сделала это с Арцахом.
Целью 44-дневной войны, заявления 9 ноября и ввода российских войск и был захват Арцаха и юга Армении и передача их Турции в рамках «безболезненного выхода» России и Турции из Карсского договора 1921 года.
Теперь Песков говорит, что «Зангезурский коридор» — это дело Еревана и Баку, поскольку очевидно, что американский «аутсорсинг» — это тот же способ отнять у Армении Сюник и передать Турции.
Пусть «коридор» арендует хоть сам черт, главное — чтобы в итоге он достался Турции, а не Армении. России даже лучше, если все будет сделано руками США.
Мария Захарова не зря заявила сегодня, что «Запад пытается вывести процесс армяно-азербайджанской нормализации из регионального контекста и подчинить его собственным интересам».
«В то время как Армения и Азербайджан стремятся к конструктивным и взаимоприемлемым решениям при содействии региональных партнеров — России, Ирана и Турции — западные игроки вмешиваются в этот процесс, игнорируя интересы стран региона», добавила она.
Россия, которая с членом НАТО Турцией создала в арцахском Акна разведцентр в 2020 году, считает Турцию «своей», а гипотетический «Запад» — чужим.
Захарова подчеркнула, что Москва фиксирует попытки Вашингтона вмешаться в обсуждение вопроса транспортной разблокировки в регионе. США представили свое «уникальное» видение решения, однако, как отметила Захарова, в России убеждены, что предложений, выходящих за рамки уже достигнутых договоренностей в рамках трехсторонней рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров России, Армении и Азербайджана, Вашингтон внести не способен.
То есть, Захарова признает, что предложение Вашингтона — это то же самое «9 ноября», но «грязную работу» на этот раз сделает не Россия, а США.