С потерей Арцаха я потеряла и себя. Остались только воспоминания

  • 09:53 28.07.2025

Прошли годы после первой Арцахской войны, но раны продолжают бередить сердца людей. В 1994 году жизнь забросила Наиру Арзуманян из Арцаха в далёкую Украину, а затем в Российскую Федерацию. Годами она жила с тоской по Арцаху в сердце, и депортация в сентябре 2023 года добавила соли к её ещё не зажившим ранам.

25 сентября 1992 года стало роковым для семьи Арзуманян.

— В Арцахе шла война, продолжались тяжёлые бои. Наша семья переехала из Аскерана к родственникам в Степанакерт, потому что оставаться в Аскеране было очень опасно. Мы с сестрой Эльмирой уехали в Армению, а родители, бабушка и младшая сестра Аида остались в Степанакерте. В тот день они были дома, как обычно. Внезапно Степанакерт начали бомбить. Прежде чем они успели укрыться, одна из бомб попала в тот самый дом (чуть ниже родника Симона). Волна отбросила мою сестру в сторону, что спасло её, а отец и мать погибли в мгновение ока. 80-летняя бабушка выжила.

Судьба была очень беспощадна к нашей семье. Моя бабушка, которая одна растила единственного ребёнка (дедушка погиб на Великой Отечественной войне), не хотела жить, постоянно повторяя, что на месте сына и невестки должна была быть она. Но можно ли изменить решение свыше? В то время огромную психологическую боль перенесла моя сестра, которая, войдя в комнату, увидела безжизненные тела наших родителей. Слава Богу, у неё уже есть внук, но кошмары до сих пор не дают ей покоя.

Мы, три сестры, начали жить дальше, понимая, что забота о бабушке лежит на нас. Без родителей было очень тяжело. К счастью, нас окружали заботливые люди, в том числе мои друзья. Мы в неоплатном долгу перед моим одноклассником, покойным Юрой (Укой) Агаджаняном: без его поддержки мы просто не смогли бы выжить. Спустя какое-то время война закончилась нашей победой. Постепенно в Арцахе началась новая жизнь. При всех её трудностях, она была прекрасной. Я никогда не могла себе представить, что буду жить вдали от родины, но так получилось, что жизнь унесла меня и моих сестер за тысячи километров от Арцаха.

Почти каждый год Наира приезжала в Арцах, посещала могилы родственников и гостила в доме отца.

В 2018 году единственный сын Наиры прошел срочную службу в рядах Армии обороны Республики Арцах.

– Не могу сказать, что мне было легко, когда сын решил служить в Арцахе. На границе было неспокойно, но я не пыталась его переубедить, я знала, что решение непреложно. Он прослужил на границе два года и ни разу не пожаловался. Я была горда тем, что мой сын защищает Арцах. Он родился в Украине, вырос в России, не знал родного края, не имел друзей, но смог достойно выполнить свой долг и вернуться домой. Я благодарен всем, кто поддерживал меня духовно все эти два года. До возвращения сына я не могла найти себе места. Перед возвращением в Москву он посетил могилы моих родственников, святыни села Кятук, откуда родом мой отец. Тогда мы и представить себе не могли, что через три года Арцах уже не будет нашим.

Наира Арзуманян прожила за пределами Арцаха почти 30 лет, но жила с болью за Арцах, становясь счастливее по мере того, как страна крепла год от года. Война 19 сентября 2023 года, взрыв на топливном складе и последовавший за этим исход армян из Арцаха стали для неё настоящей трагедией.

— В последний раз я была в Арцахе в 2020 году. Я готовилась к новой поездке, потому что считала своим долгом ездить туда каждый год. Узнав о случившемся, я не могла поверить. Я заново пережила всю свою жизнь и ещё раз убедилась, что, хотя физически я не живу в Арцахе, моё сердце и душа там. С потерей Арцаха я потеряла и себя. Остались лишь воспоминания, которые будут жить со мной до последней секунды моей жизни. Я верю, что в один прекрасный день я услышу, что мой народ возвращается в Арцах. И этот день станет самым счастливым днём в моей жизни.

После потери Арцаха и рассеивания арцахских армян по всему миру Наира не находит покоя. Она продолжает жить жизнью арцахцев и по мере своих сил помогает многим людям, не забывая при этом своих одноклассников и друзей, которые поддерживали её в Арцахе.

Карине БАХШЯН