Если мы сможем открыть ворота Сюника, я имею в виду возможности 43-х километров, то будьте уверены, что будущее откроет нам большие возможности для развития. Перекрёсток мира очень хорошо воспринимается международным сообществом. Мы не сделали большого открытия, но мы выкладываем на стол существующую реальность, мы наглядно представляем эти возможности, мы понимаем, насколько важны эти 43 километра и Сюник. Наша цель — подписать мирное соглашение в ближайшее время», — отметил президент Армении Ваагн Хачатрян, который с трехдневным визитом находится в Сюнике.
Президент внезапно вспомнил о Сюнике после того, как Армения отклонила американское предложение об аренде Мегринской дороги, а Иран вновь заявил, что открытие дорог должно происходить без изменения геополитических границ. Россия лениво напомнила о трехсторонних договоренностях с ее участием, но не стала напрямую напоминать о заявлении 9 ноября 2020 года. А Баку активно поддержал американское предложение, словно оно было турецким или израильским.
«Сотрудничество с компаниями США – это дело армянской стороны. А мы занимаемся своим делом: расширяем транспортные связи, налаживаем контакты с нашими соседями – Грузией, Ираном и Россией», заявил помощник Алиева Хикмет Гаджиев, отвечая на вопрос о передаче контроля над Мегринской дорогой компаниям США.
Между нами говоря, предложение американской стороны вовсе не подобает мировой державе. Суть конфликта касательно Мегринской дороги сводится к тому, что Армения (как и Иран) настаивает на суверенитете, а Баку требует, чтобы на его пути по территории Армении не было армян. США, великие хранители миропорядка, потакают блажи Алиева, предлагая «компромиссный вариант». Великая держава, идущая на поводу хозяина небольшой нефтяной бочки — вот во что превратились США.
Можно делать геополитические анализы по поводу того, что Израиль и его хозяин США хотят тем самым закрыть путь в Европу для Ирана. Но для этого вовсе не обязательно аннексировать южную границу Армении шириной 5 км.
В Иране тоже прекрасно понимают, что никому эта Мегринская дорога не нужна, и больше всего Армении (хотя о чем тогда визит Ваагна Хачатряна в Сюник?).
«С помощью проекта «Зангезурский коридор» США и Израиль стремятся нанести ущерб национальной безопасности Ирана», — заявил Али Акбар Велаяти, главный советник духовного лидера Ирана аятоллы Хаменеи по международным делам. «Истинная цель — ослабить «ось сопротивления», разорвать связи Ирана с Кавказом и осуществить сухопутную блокаду Ирана и России на юге».
Официальный Тегеран рассматривает так называемый «Зангезурский коридор» как пантюркистский проект.
Велаяти подчеркивает, что Тегеран с самого начала четко и решительно выступал против этих шагов и даже «разместил войска на границе и проводит превентивные военные учения, чтобы показать, что национальная безопасность — это красная линия для Ирана».
В ответ на это Баку заявил, что опасения Ирана перед пантюркизмом обусловлены тем, что в регионах Ирана, где проживают более 30 миллионов турок-азербайджанцев, формируется светская модель турецкого государства.
В свою очередь официальный представитель МИД Ирана Исмаил Багаи заявил: «Мы выступаем за скорейшее подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Мы поддерживаем развитие транспортных связей, если они способствуют экономическому росту и не нарушают суверенитет и территориальную целостность государств, а также не меняют геополитический ландшафт региона».
Ваагн Хачатрян не случайно назвал вероятный коридор «воротами» — это новая концепция, которая не предполагает вообще никакого контроля (для коридора хотя бы предлагали аренду и конессию). А тут открыл ворота — и все тут. Никаких разговоров о других открывающихся дорогах, ничего о судьбе армяно-иранской границы, ни слова о заявлении 9 ноября, о том, как Армения будет сущестововать без Сюника — открываем ворота настежь.