Мы попрощались, надеясь, что однажды встретимся в Гандзасаре

  • 19:44 30.07.2025

Арцахцы чем-то отличаются от всех остальных. Где бы они ни находились, у них одинаковый взгляд, одинаковые грустные и задумчивые глаза. Мужчина, сидящий на скамейке детской площадки, привлёк моё внимание. Он смотрел на радостно прыгающих детей, то улыбаясь, то вздыхая. Малыши были разных национальностей: армяне, русские, узбеки, татары. Чувствовалось, что мысли мужчины где-то далеко. Возможно, он вспоминал своё детство или детство своих детей, а может, просто скучал по родине.

Переезжавший с места на место после депортации 2023 года, житель Арцаха Давид (имя изменено) оказался в одном из подмосковных городов в поисках работы. Его семья живёт в Краснодаре.

– Я родился и вырос в селе Ванк Мартакертского района. Моя юность прошла среди прекрасной природы Гандзасара. Ни один уголок мира не заменит мне родной мир. Когда мы потеряли Арцах и оказались рассеянными по всему миру, я вновь убедился, что лучше моих пенатов нет и быть не может. Создав семью, я переехал в Степанакерт, но никогда не порывал связи с родным селом. Там жили мои родители, друзья и родственники. Одной ногой я всегда был в Ванке. Со времён Первой Арцахской войны каждый день нашей жизни в Арцахе был связан с опасностью, ведь враг не прекращал провокаций. Но, несмотря ни на что, мы продолжали творить, крепнуть. Я занимался земледелием, пчеловодством. Во время блокады нас кормила наша земля и наши леса, – рассказывает мой новый земляк.

У жены Давида серьёзные проблемы со здоровьем. В Степанакерте она перенесла ряд операций. К концу 2022 года ее состояние настолько ухудшилось, что их перевели в Ереван для повторной операции.

— Мы были в Армении, когда единственная дорога, соединяющая нас с Арцахом, была закрыта, и мы больше не смогли вернуться домой. Здоровье моей жены ухудшалось с каждым днём. Моя старшая дочь, которая уже создала семью, и младшая — 14-летняя дочь остались в Степанакерте. Эти месяцы были для нас особенно тяжёлыми, ведь мы были отрезаны от всех. Единственной радостью было рождение внука.

Мы не знали, что нас ждёт. Моя младшая уже не могла выннести тоску. В начале сентября 2023 года её вывезли из Арцаха российские миротворцы, чтобы мы могли потом вместе вернуться домой. Однако всё сложилось иначе. Война 19 сентября 2023 года поставила армян Арцаха перед фактом: либо покинуть родину, либо подвергнуться геноциду. Впервые в истории Арцах отался бз армян. Мы оказались за границей, переехали из Армении в Краснодарский край, но состояние жены ухудшилось, и мы снова вернулись в Армению, чтобы пройти курс химиотерапии. Через некоторое время мы снова уехали в Россию. Моя семья в Краснодаре, я занимаюсь здесь строительством, живу у родственников. Что будет дальше, мне сложно сказать. Знаю лишь одно: всё за пределами Арцаха обманчиво. Ничто не заменит мне родную колыбель.

Прошу Бога, чтобы Он помог нам вернуться домой. Хочу верить, что наш народ снова будет жить на своей земле, что жизнь в Арцахе снова будет армянской.

День становился всё мрачнее, разговоры всё длиннее, воспоминания всё светлее. В тысячах километров от Арцаха мы прощались друг с другом как два арцахца, надеясь, что в один прекрасный день мы встретимся в Гандзасаре.

Карине БАХШИЯН