На вопросы Step1.am отвечает Ара Папян, руководитель центра «Модус Вивенди».
— Господин Папян, из Конституции Нахиджевана исключена ссылка на Московский и Карсский договоры. В преамбуле к Конституции Нахиджевана говорилось, что «основы автономии были заложены Московским международным договором от 16 марта 1921 года и Карсским международным договором от 13 октября 1921 года, которые действуют и в настоящее время». Итак, какие остаются правовые основания для пребывания Нахиджевана под юрисдикцией Азербайджана?
— Никаких правовых оснований нет. Не было никаких правовых оснований и до сих пор, поскольку Московский и Карсский договоры изначально являются незаконными документами. А согласно Венской конвенции, если документ нарушал основы международного права на момент его подписания, то он становится нелегитимным с момента его подписания. Хотя Московский договор, послуживший основой для Карсского договора, был заменён советско-турецким договором от декабря 1925 года, но он был аннулирован в 1945 году. И, в-третьих, Нахиджеван никогда не являлся частью Азербайджана, даже по Московскому договору, это был протекторат под юрисдикцией Азербайджана. А это совершенно другой статус.
Когда была провозглашена автономия, даже Турция официально заявила в 1924 году, что это нарушает Московский договор. Поэтому, я считаю, нет никаких правовых оснований для того, чтобы Нахиджеван находился под юрисдикцией Азербайджана. Я считаю, что Армения должна поднять вопрос Нахиджевана, поскольку именно этот незаконный процесс сегодня стал основой для другого нелегитимного процесса вокруг так называемого «Зангезурского коридора». Ведь в основу этого процесса заложено то, что якобы две части Азербайджана должны иметь сухопутную связь друг с другом.
– Какова позиция Ирана по вопросу Нахиджевана? Как вы считаете, возможен ли возврат к иранской юрисдикции?
– Нет, этого не может быть, поскольку по Туркменчайскому договору 1928 года Иран отказался от Нахиджевана в пользу России. Кроме того, Нахиджеван была признан частью Республики Армения и входил в состав Ереванской губернии. А принадлежность Ереванской губернии Армении никогда не оспаривалась, пока не пришли большевики и не начали жертвовать армянскими интересами. У Ирана нет здесь никаких правовых оснований, но Иран может быть заинтересован в том, чтобы Нахиджеван находился под контролем Армении, а не Азербайджана.
Если отношения между Ираном и Западом улучшатся, то есть если коридор Иран-Армения-Грузия заработает, то вопрос Нахиджевана станет ключевым, поскольку через Нахиджеван проходит железная дорога, пусть и не действующая, но она есть. Грузы можно будет перевозить из порта Чабахар в Поти по железной дороге. Поэтому интерес Ирана к этому вопросу велик. Думаю, что здесь заинтересован не только Иран, но и Запад, но это станет реальностью, если отношения между Ираном и Западом действительно улучшатся.
В целом, Армения должна проявить инициативу сейчас. Я уже говорил, когда США заявили о намерении арендовать эту территорию, что мы должны провозгласить принцип взаимности и заявить, что это должно распространяться и на автомобильные и железные дороги, проходящие через Нахиджеван. По крайней мере, этот участок должен быть открыт и для нас.
Роза Ованнисян