Три козырные карты Армении: с чем поехал Пашинян в Вашингтон

  • 12:16 07.08.2025

Даже неожиданно ставшая рупором Гражданского договора Асмик Акопян не может сказать, с чем Никол Пашинян поехал в Вашингтон и каким может быть результат анонсированных переговоров.

Аналитики спорят о вероятных результатах, и амплитуда предположений колеблется от «достаточно погладить эго Трампа» до жесткой сделки США-Израиль-Турция-Россия по разделу Большого Ближнего Востока.

Роль Армении во всем этом становится ключевой. Пашинян, однако, поехал в Вашингтон, не озвучив козырные карты.

1. Конституция Армении, где отмечено, что РА провозглашена на основе Решения 1 декабря 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха и на стремлении к «восстановлению исторической справедливости», 2. нелегитимный Карсский договор 1921 года, по истечении срока которого Нахиджеван, Карс, Ардаган и Арарат до сих пор не возвращены Армении, и 3. Нелеитимное заявление 9 ноября 2020 года, которым Россия и Турция изменили подтвержденный документами ОБСЕ статус-кво 1994 года.

Если Армения не заявляет об этих фундаментальных документах как официальной базе будущих переговоров, значит, правительство Армении является соучастником сговора по упразднению Армении, первым шагом которой станет аннексия юга страны и армяно-иранской границы.

Позиция Вашингтона во многом зависит от того, озвучит ли официальный Ереван свои неотъемлемые права, определенные, кстати, документами американских президентов. Приглашение Пашиняна в Вашингтон означает, что Армения согласилась не озвучивать эти документы.

Теперь все ждут результатов. «Чудесная» версия состоит в том, что «эгоцентричному Трампу нужна даже пустая бумажка для Нобелевской премии мира», и «все пронесет». Но надеяться на чудеса Армении не приходится, и пока Трамп не озвучил свою позицию по трем этим основополагающим документам, любой «аутсорсинг» и прочие аренды будут прямым оправданием аннексии юга Армении.

Если речь об открытии транспортных коммуникаций, а не об изменении геополитических границ, как любит говорить Иран, то Трамп должен сказать Алиеву простые слова: транзитная дорога – это суверенная таможня и пограничный контроль Армении. Все остальное – от нечистого. Но Трамп не говорит этого, предлагая «аутсорсинг».

Перед выборами Трамп в октябре 2024 года в посте в соцсети Truth Social раскритиковал свою соперницу Камалу Харрис за то, что она «НИЧЕГО не сделала, когда 120 000 армянских христиан подверглись ужасным преследованиям и были насильно перемещены». Трамп заявил, что будет «работать над прекращением насилия и этнических чисток » и восстановит «МИР между Арменией и Азербайджаном».

Критиковавший свою соперницу Трамп так ни в чем и не обвинил Алиева, Эрдогана и Путина, которые и стали авторами «ужасных преследований 120 тыс. армянских христиан». Более того, недавно Трамп разместил в своей соцсети лестные слова Алиева, прознесенные им в оккупированном и деарменизированном Степанакерте, не спросив, где 120 тыс. армян.

Такое возможно только при полном соучастии правительства Армении в заговоре по упразднению Третьей республики и отказе Армении от своих фундаментальных прав — взамен на транзитный бизнес-проект «перекресток» и эфемерный мир. Обстрел экскаватора в Сюнике — свидетельство будущего мира.

Наира Айрумян