Нахиджеван
Заключенные в Вашингтоне Пашиняном и Алиевым документы — трехсторонняя декларация с участием Трампа и парафированное соглашение о мире — не содержат ссылок на основополагающие документы, которые определяют границы в регионе. Есть ссылка на Алма-Атинскую декларацию 1991 года, которая не имеет под собой четких карт. Но нет упоминаний о Карсском договоре 1921 года и о заявлении 9 ноября 2020 года, согласно которым сейчас проходят фактические границы в регионе. Разумеется, нет ссылки на легитимный Севрский договор.
Хотя эти документы не упоминаются, подспудно они имеются в виду, поскольку обойти их без официальной денонсации или продления юридически невозможно. Это указывает на сиюминутность и недолговечность принятых в Вашингтоне документов.
В частности, в трехсторонней Декларации с участием Трампа отмечено: «Эти усилия будут включать беспрепятственное сообщение между основной частью Азербайджанской Республики и Нахиджеванской Автономной Республикой через территорию Республики Армения, что обеспечит взаимную выгоду от международных и внутренних сообщений для Республики Армения».
Нахиджеван, согласно Карсскому договору, был временно передан от Армении под протекторат Азербайджана и не является его частью. Баку в последнее время пытается отвязать Нахиджеван от Карсского договора, даже изменил Конституцию Нахиджевана и изъял из нее упоминание о Карсском договоре. Но вопрос о самом договоре остается — если Карсский договор денонсирован, то что делает Карс, Ардаган и Сурмалу в составе Турции и какое имеет Баку отношение к Нахиджевану. Если русско-турецкий Карсский договор продлен, то какое Баку имеет право милитаризировать Нахиджеван, держать там целую армию и создавать совместные с Турцией военные базы?
То же самое касается заявления 9 ноября 2020 года. Мария Захарова напоминает, что ни одна из сторон не отозвала свою подпись под этим заявлением, а это значит, оно в силе. Тогда где Бердзорский коридор, где Арцах?
В Вашингтонской декларации Нахиджеван не называется частью, эксклавом Азербайджана, ибо это стало бы нонсенсом. Все оформлено так, чтобы не было претензий к легитимным договорам и можно было трактовать по-всякому.
Недосказанность и отсутствие ответов на простые вопросы о «региональном кадастре» указывают на то, что достигнутые в Вашингтоне соглашения не имеют под собой никакой основы и строятся на сговоре авторитарных правителей. Эти соглашения могут быть легко отменены, хотя бы в случае, если один из подписантов не будет у власти.
Вот почему в соглашениях прописана недопустимость «сепаратизма, реваншизма» и прочих действий, которые отсылают к действующим договорам и легитимным армянским правам.
«Эта реальность, которая не подлежит и никогда не должна подвергаться пересмотру, открывает путь к закрытию страницы вражды между нашими народами. Мы решительно отвергаем и исключаем любые попытки мести, сейчас или в будущем», говорится в Декларации.
Если в Ереване этот пункт представляют как панацею от вероятной экспансии Баку, то для Баку и Анкары этот пункт особенно важен, так как он свидетельствует об отречении армян от своих неотъемлемых легитимных прав. Это и дает Баку легитимное право на экспансию.
Подобные соглашения не могут иметь долгой жизни, ибо они не меняют правовую матрицу региона, а пытаются построить на ней песчаный замок.