Шуши, инаугурация Араика Арутюняна, май 2020 года
После того, как Никол Пашинян призвал общество совершить революцию, если оно не хочет отречься от Арцаха, а общество не совершило революцию, правящий Гражданский договор решил не проводить внеочередные выборы, а готовиться к очередным – летом 2026 года. Заодно изменят и Конституцию, согласно которой сейчас Арцах — часть Армении, и народ, как говорит Пашинян, проголосует, потому что между войной и миром выберет мир. Так сказал Пашинян, заявив, что в будущем году Армения не увеличит оборонные расходы.
А в это время Алиев в оккупировонном Карвачаре вновь заявил о том, что готовитяс к войне, что наконец вытеснил «сепаратистов» из Арцаха и добивается, чтобы это было сделано и в Армении, что он покупает новые истребители и беспилотники, и пусть никто не пытается трогать Пашиняна.
Игра в две руки Алиева и Пашиняна не оставляет сомнений в том, что запугивание войной или даже вероятные военные провокации – часть большой игры, цель которой – сохранить Пашиняна у власти, чтобы армянский народ «добровольно» отрекся от своих прав и достоинства, от Арцаха, Нахиджевана, Карса и Ардагана, приняв новую Конституцию.
Традиционная «оппозиция» — карабахский клан – неожиданно для всех отошла в сторонку и дала место тем, кто ранее обвинял бывших президентов в пророссийском «реваншизме». И Роберт Кочарян, и Серж Саргсян не проявляют активности, и возник вакуум, который заполняют силы, мало чем отличающиеся от Пашиняна.
Третья Армянская Республика возникла на базе национального пробуждения и частично восстановленных армянских прав, выраженных в Решении 1 декабря 1989 года о воссоединении Армении и Арцаха. Это решение никогда и никем в мире не оспаривалось, ибо выражает высшую степень волеизъявления народа. Ссылка на это решение есть в Деларации независимости Армении, и именно на этом выстроен политический каркас Республики Армения.
Даже в 2021 году, после того, как Армения проиграла 44-дневную войну в Арцахе, парламент был сформирован по принципу – «сторонники и противники Решения 1 декабря, «миротворцы и реваншисты»». Правящий Гражданский «приговор» за прошедшие 4 года сделал все, чтобы вопрос о воссоединении Арцаха и Армении вышел из повестки, чтобы даже упоминание об этом стало уголовно наказуемым, а принцип «за или против воссоединения Арцаха» приравнен к призывам к войне и терроризму.
Сейчас в политическом пространстве Армении лихорадочно формируется новая оппозиция вне «реваншизма». Она пытается найти точки противоречия с Гражданским договором, но получается коряво. Некоторые прозападные силы говорят о стремлении к вступлению в Европейский союз, другие и вовсе не находят разницы с Гражданского договором.
В условиях отсутствия «карабахских реваншистов» исчезнет субстанция, которой нынешние власти прикрывались от правды. Отныне все шаги правительства и новой оппозиции будут прямо отражаться в зеркале глаз арцахцев, где каждый увидит горькие плоды уже совершенных правительством шагов и свое недалекое будущее.
Правительству придется напрямую отвечать на простые вопросы арцахцев – где наш дом, где Конституция Армении, где могилы наших сыновей и по какому праву один человек решает судьбу целой нации?