Посадить дерево, построить дома, создать семью — я сделал все это в Арцахе

  • 15:24 22.08.2025

Семья Армана Аванесяна из пяти человек после депортации из Арцаха обосновалась в селе Джрарат Армавирской области. Арман и его жена Татев – учителя. С октября 2023 года Арман работает военруком в средней школе Шаумяна, а его жена преподаёт армянский язык и литературу в средней школе Лусагюха.

В Арцахе Арман построил дом своими руками. Строительство набрало обороты после 44-дневной войны 2020 года и было завершено незадолго до депортации.

– В Арцахе мы жили в городе Аскеран. Я работал военруком в средней школе Хнапата, а жена, которая до 44-дневной войны 2020 года преподавала армянский язык и литературу в школе общины Ухтасар, после потери села также стала работать в Хнапате.
В 2010 году, будучи молодой семьей, мы по государственной программе приобрели квартиру в одной из новостроек Аскерана. И тогда я решил осуществить свою давнюю мечту — построить дом своими руками.
Говорят — посади дерево, построй дом и создай семью. В Арцахе мне удалось осуществить все три «задания».
После войны 2020 года я продолжил строительство дома с еще большим энтузиазмом. Люди спрашивали: «Зачем ты напрасно мучаешься? Всё равно, Арцах уже сдан». Я сопротивлялся, в душе ощущая боль, но продолжал строить, вселяя надежду в родных и сограждан: жизнь продолжается в Арцахе, истерзанном и сломленном войной, и он не сдан. До последнего дня я работал над своим домом, одновременно разбивая сад.
Помимо работы в школе, также работал конферансье на торжествах. Мне нравилось радовать людей, дарить им надежду и вдохновлять их.

Потеря Арцаха стала тяжёлым ударом для семьи Аванесян, где воспитываются трое детей. Жена Армана, Татев, спина к спине с мужем работали, созидали и в один миг потеряли всё. Но Арман и Татев уверены в своих силах, они полны решимости.

Главное для Армана – это вера.

— 27 сентября 2023 года я был вынужден покинуть свой очаг, родной дом. Это было очень тяжело. Когда Аскеранская крепость осталась позади, я ощутил острую глубокую боль в душе.

После депортации мы поселились в общине Джрарат. Вскоре мы с женой перешли на преподавательскую работу, потому что только работа могла хоть немного отвлечь нас от суровой реальности.

Быть преподавателем военного дела – это не только обучение видам оружия и боеприпасов. Преподаватель военного дела должен прививать ученикам патриотизм. И мне это удалось сделать и в новом учебном заведении. Я начинаю учебный процесс со слов Гарегина Нжде: мир не выпрашивают, мир навязывают.

Я часто организую встречи с командиром шефской воинской части, провожу патриотические уроки и различные мероприятия. Никогда не упускаю возможности поговорить об Арцахе, о борьбе, которая там велась много лет, о героях, павших за Родину. Я доношу до поколений важность Арцаха, то, что он всегда был армянским, и что нельзя отрекаться от Арцаха.

На мой взгляд, разница в роли уроков военного дела в школах Арцаха и Республики Армения велика. Но мне удалось проявить себя в новой среде, конечно же, с помощью команды. Я сформировал команду, и мы начали участвовать в различных соревнованиях. Наша команда, представлявшая Армавирскую область, заняла 2-е место в республиканских соревнованиях по стрельбе, уступив только команде Тавуша.

Приближается новый учебный год, к которому я готовлюсь с новым энтузиазмом, удвоенной ответственностью и прежними принципами. Убеждён, что каждый сознательный армянин должен сделать всё, чтобы поколения знали об Арцахе, понимали важность армянскости и воспитывались в этом духе. Мы всегда должны помнить слова Великого Шираза: «Что было нашим, то и будет нашим».

Арман продолжает оказывать услуги конферансье в Армении.

— Я работаю в Ереване и различных населённых пунктах Армении, и благодарен тем, кто мне доверяет. Во время мероприятий я не упускаю возможности вновь поговорить об Арцахе, отдавая дань памяти погибшим. Конечно, в Армении всё отличается от Арцаха, есть много проблем, но их нужно преодолевать, чтобы жить и двигаться вперёд. Я часто провожу сравнения; даже восход и закат здесь отличаются.

Когда я провожу мероприятия, большинство участников которых — арцахцы, я произношу цитаты на арцахском диалекте, люди подходят ко мне и просят говорить на диалекте. Я вижу в их глазах воодушевление и одновременно ностальгию. Каждое слово, произнесённое на арцахском диалекте во время мероприятий, переносит в Арцах.

Я призываю организаторов мероприятий чаще использовать наш диалект, чтобы он не забывался.

Семья Армана намерена остаться в Армении и воспользоваться жилищной программой.

— Мы хотим воспользоваться жилищной программой. Конечно, выделенной нашей семье суммы недостаточно для приобретения дома  с хорошими условиями. Цены на жильё растут с каждым днём, наша семья не сможет купить квартиру без ипотечного кредита. Сейчас мы как раз этим занимаемся. Мы ни при каких обстоятельствах не уедем из Армении. Каждый раз, когда я слышу, что -то арцахская семья вынуждена покинуть страну, я испытываю боль. Надежда на возвращение угасает, но я пытаюсь найти в себе силы верить в себя, надеяться на коллективное возвращение. Мы работаем день и ночь, чтобы Армения была сильной, только тогда у нас будет безопасная страна.

Я хотел бы поблагодарить простых соотечественников в Армении, которые сострадательны к арцахцам и помогают нам найти себя и не думать об эмиграции.

Часто задают вопрос: адаптировались ли вы? Нет, разве можно адаптироваться к потере родины? Мы просто пытаемся её воссоздать, ведь наши дети ни в чём не виноваты. Они должны жить полноценной жизнью, а для этого нужно работать день и ночь.

Для меня и людей с таким же мышлением, как у меня, тема Арцаха не закрыта. Я не понимаю и не принимаю тех, кто утверждает, будто тема Арцаха закрыта, и можно жить спокойно.

Я говорю своим соотечественникам: լոխ լյավա ինյան, պիտի տեմ կենանք, վեր տոն քինանք.

Карине БАХШИЯН