Семья Эдуарда Акопяна из Арцаха 25 августа окажется на улице из-за неуплаты арендной платы за квартиру. Семья Эдуарда — одна из многих депортированных из Арцаха, оказавшихся в тяжёлом социальном положении из-за политики правительства РА. В результате значительного сокращения правительством программы социальной поддержки арцахцев, многие семьи столкнулись с проблемой оплаты аренды за жилье.
Эдуард Акопян, депортированный из Степанакерта, является участником четырёх Арцахских войн. Семья из четырёх человек — он, жена и две дочери — снимали квартиру в Ереване, в административном районе Малатия-Себастия. Поселились в Ереване, потому что, по их словам, не могли найти работу в регионах, и, по крайней мере, надеялись найти её в Ереване. Но оказалось, что постоянную работу нашла только дочь Акопяна, которая работает медсестрой в одном из ереванских медучреждений с зарплатой всего в 60 тысяч драмов.
«В понедельник утром, 25-го числа, нам придётся освободить квартиру, потому что мы не смогли оплатить аренду. Причина неуплаты в том, что в семье из 4 человек работает один человек, чья зарплата составляет 60 тысяч. Чтобы получить положенное нам пособие, мы подали заявку по новой программе правительства, но ее дважды отклонили, мы не получили пособия за июнь-июль, поэтому не смогли оплатить аренду за август. Теперь 25-го числа я соберу вещи, разложу на улице, сяду на обочину, становясь дважды бомжом на родине», — сказал он.
Напомним, что с 1 июня этого года правительство значительно сократило социальную программу жилищной помощи для жителей Арцаха. Сначала поддержка 40+10 тысяч сократилась до 40 тысяч, а с 1 июня ею могут воспользоваться лишь около 3000 арцахских семей: семьи с несовершеннолетними детьми и студентами, пенсионеры, потерявшие кормильца, а также инвалиды первой и второй групп.
Семья Акопян подала заявку на участие в новой программе социальной помощи. Их семья соответствует положению, согласно которому «семьи с ежемесячным доходом менее 55 000 драмов на душу будут получать пособие по бедности в размере 40 000 драмов на одного члена семьи и по 10 000 драмов на остальных». Однако, по их словам, они дважды подавали заявку и получили отказ. В Единой социальной службе не могут объяснить причину отказа. «У нас нет ни недвижимости, ни машины, а доход на душу составляет меньше 55 тысяч драмов. Если разделить 60 тысяч драмов на четверых, то получится 15 тысяч драмов на человека. Я не прошу милости или чего-то большего, я просто требую того, что правительство решило мне предоставить, чтобы я мог выжить. Но в социальных службах нам говорят, что компьютеры не могут вас найти», — сказал он.
Акопян объяснил, что по прибытии в Армению их зарегистрировали в Горисе и отправили в село Цахкаовит. «Сначала мы прописались в этом селе, а потом переехали в Гавар, но не смогли найти работу. Мы не снялись с учёта в Гаваре, просто переехали в Ереван, чтобы работать. Но работу нашла только моя средняя дочь».
Акопяны довольны арендодателем. Эдуард Акопян говорит, что арендодатель человек добрый, всегда помогал им, но и он уже не может ждать. В общей сложности они должны арендодателю 167 тысяч драмов плюс коммунальные услуги.
Эдуард Акопян говорит, что у них с женой проблемы со здоровьем, они не могут выполнять тяжёлую работу, но он хочет работать, хотя бы охранником, чтобы иметь возможность покрывать расходы семьи. «Теперь, как у главы дома, у меня серьёзная проблема. Мне нужно заплатить 167 тысяч этой женщине плюс коммунальные услуги, а потом ещё должны остаться деньги на руках. Не знаю, сколько ночей я проведу на улице с семьёй, пока не найду дом. Нужны деньги, чтобы оплатить аренду дома, не считая гонорара риелтора и залога. Сколько мне понадобится, чтобы моя семья жила под одной крышей?», — сказал он.
На вопрос, не собираются ли они воспользоваться государственной программой жилобеспечения, Эдуард Акопян ответил, что, помимо его свидетельства, все остальные свидетельства о рождении остались в Степанакерте. Им необходимо восстановить свидетельства о рождении, чтобы иметь возможность подать заявление на получение гражданства РА. «Восстановление свидетельств о рождении требует денег, которых у нас нет».
В беседе с нами Эдуард Акопян также сказал: «Мне не нужен сертификат, у меня был двухкомнатный дом в Степанакерте, я привез свидетельство о праве собственности. Пусть отдадут мне мой дом, я туркам его не продавал».