Степанакерт, улица Туманяна, которой больше нет
В 1988-90-х годах, когда никто и помыслить не мог, что СССР развалится, миллионы людей в Армении вышли на улицу в поддержку национального пробуждения и прав Арцаха. Другая часть жителей Армении скептически отнеслась к начавшему Движению, а после того, как стало ясно, что национальное пробуждение и права требуют самопожертвования, тем более — после Сумгаита, Баку и Кировабада многие граждане Армении либо уехали из страны, либо перестали поддерживать национальные инициативы.
После Апрельской войны 2016 года, когда стало ясно, что Баку, сговорившись с Москвой и Анкарой, готовится к реваншу, в Армении началось подспудное движение против «карабахизма», который с тех пор стал ассоциироваться не с национальными правами, а с войной и гибелью 18-летних мальчиков.
Именно на этой волне в 2018 году состоялся бенефис Никола Пашиняна, который объявил революцию «поднятых рук». Сначала речь шла о ненасилии во внутренних процессах, но потом стало ясно, что это идеология распространяется и на внешнюю политику. Мы не хотим войны, сопротивления, мы хотим мира, говорит Пашинян.
Эта идеология имеет в Армении немало сторонников, которые хотя жить в мире и согласии с соседями. Но те, кто вынужден быть сопротивляться геноциду, тоже хотели мира с соседями. Просто мир бывает разный. Алиев называет «миром» то, что произошло в Арцахе после 2020-23 годов – оккупацию, геноцид и депортацию. Русские тоже говорят, что в Карабахе наконец наступил мир.
После встречи Пашинян-Трамп-Алиев в Вашингтоне и парафирования «мирного соглашения» в армянском медиа-политологическом пространстве стали распространяться элементы «видения армянского мира».
Никто из них не говорит о правовых основаниях колониальной роли России – о Карсском договоре, согласно которому у Армении есть нынешняя граница с Турцией и Нахиджеваном и нет выхода к морю через Батум.
Никто не говорит, что для армян есть мир. Для Алиева мир – это земля, это юрисдикция в отношении завоеванных территорий. Наши враги не думают о мире, они думают о земле. А что понимают под миром в Армении в окружении соседей, которые зарятся на чужую землю?
Пока у армян есть земля, пресловутые 29,8 тыс. кв. км, мира не может быть. И не может быть суверенной Армении, пока ее границы определяются русско-турецким договором.